Секретный соус: как привлечь деньги в свой первый венчурный фонд
Собственный венчурный фонд — это забег на длинную дистанцию, фултайм-работа и самый сложный вид бизнеса для старта, который можно придумать, считает Егор Абрамов, в прошлом инвестиционный директор Fort Ross Ventures (сейчас — R136 Ventures), а теперь — сооснователь и управляющий партнер фонда Contribution Capital. В колонке для Forbes он рассказал о своем опыте и поделился советами, как эффективно привлекать деньги в такой бизнес.
Инвестициями я занимаюсь почти 15 лет. С 2017 по 2022 год я был инвестиционным директором в венчурных фондах под управлением Fort Ross Ventures (сейчас — R136 Ventures) более чем с $400 млн под управлением, где мы инвестировали в американские и израильские стартапы разных стадий, которые делают сервисы для бизнеса. А после с партнерами решил запустить свой венчурный фонд в области блокчейн-технологий.
На сегодня мы привлекли в фонд больше $10 млн, хотя на старте чуть было не отказались от этой затеи. Во многом нам помог американский акселератор для фондов VC Lab, который мы прошли в процессе. Вот самые полезные инсайты оттуда:
- венчурный фонд — это только фултайм-деятельность. Вы не можете где-то работать и одновременно поднимать фонд. Увольняйтесь, заканчивайте дела и будьте готовы уделить 100% вашего времени в течение как минимум следующих шести месяцев.
- фонд — это забег на 15 лет. Сначала вы поднимаете первый фонд, небольшой. Через три-четыре года, когда в нем уже есть хороший бумажный результат (например, если вы инвестировали в компанию по оценке $15 млн, а через год она привлекла деньги от новых инвесторов по оценке $80 млн, и вы зафиксировали бумажную доходность), вы начинаете поднимать второй фонд, побольше. Еще через три-четыре года, когда первый фонд дал реальный результат, а второй показал хорошую бумажную доходность — поднимайте третий фонд, уже серьезного размера. Почему нельзя остановиться на одном? Первый фонд будет слишком маленьким, чтобы прокормить команду. Считается, что полноценно нанять сотрудников и самому жить на деньги фонда можно, когда его бюджет в год составляет как минимум $1 млн. Для этого суммарный объем привлеченного в фонды капитала должен превышать $50 млн (в среднем фонд берет за управление деньгами инвесторов 2% комиссии).
- и, наконец, венчурный фонд — самый сложный вид бизнеса для старта, который только можно придумать. Смотрите сами: вы предлагаете людям дать вам большую сумму денег на 10 лет на сверхрисковые инвестиции без каких-либо гарантий возврата. И да, вы никогда раньше самостоятельно не управляли фондом, но думаете, что у вас получится. Поэтому деньги придется привлекать долго и упорно.
С чего начать создание фонда
Создавать фонд начинают с инвестиционного тезиса, то есть компактно сформулированного четкого текстового ответа на два основных вопроса: куда вы будете инвестировать и почему у вас получится. Тезис должен умещаться в 30–40 слов, включая предлоги. И он должен объяснить потенциальным инвесторам (будущим Limited Partners, или LP фонда), зачем в вас инвестировать.
Созданию тезиса посвящена добрая половина акселерации в VC Lab, и оно того стоит. Свои первые $500 000 или даже $1 млн вы привлечете только под эти 30–40 слов — никаких презентаций или одностраничных описаний. И поэтому они должны быть действительно убедительными.
Лучше придерживаться следующего правила составления тезиса: [Название фонда] запускает венчурный фонд [стадия] на [$ млн] в [стране/городе], чтобы инвестировать в [география стартапов] [сектор/рынок] с [секретный соус]. Например, наш тезис в переводе на русский был примерно таким: «Contribution Capital запускает венчурный фонд посевной стадии на $10 млн в Сан-Франциско, чтобы поддерживать американские web3-инфраструктурные стартапы, с командой, которая добилась трехкратного TVPI (Total Value to Paid In — отношение дохода, полученного от инвестиций, к объему изначально вложенных средств) на портфель из 29 компаний в сфере web3-инфраструктуры за 2021–2022 годы».
Чтобы придумать тезис, отталкивайтесь от вашего уникального предложения или, как часто говорят, «секретного соуса». Это главная продающая часть в тезисе. Для нее подойдет все, что убедит LP в вашей способности найти лучшие сделки и продать стартапы как можно быстрее и дороже. Если вы бизнес-ангел и инвестировали в 50+ проектов в Казахстане, то пишите про фокус на венчурную экосистему Казахстана. Если вы топ-менеджер крупной нефтегазовой компании и знаете наизусть топ-100 сервисных компаний в этой сфере в мире, пишите про индустрию 4.0 и отрасль нефтегаза. А если вы занимались инновационным развитием в крупных ретейл-сетях — пишите про вложения в фудтех под продажу стратегическим инвесторам на этом рынке.
Ваш «секретный соус» должен быть приправлен цифрами. Если вы бизнес-ангел, обязательно укажите TVPI и IRR (Internal Rate of Return — инвестиционная доходность, выраженная в % годовых). Если топ-менеджер — то на сколько процентов выросли продажи, сколько сделок M&A и на какую сумму вы провели. И никаких оценочных суждений вроде «я инвестировал в лучшие стартапы Казахстана» или «проект под моим руководством существенно увеличил прибыль». Цифры говорят громче слов.