Рекорды в долг у будущих урожаев
Погодные катаклизмы усугубили положение растениеводов, чья доходность снижается третий год подряд. Начавшееся в связи с этим сокращение инвестиций в новейшие агротехнологии чревато снижением будущих урожаев и их качества
В этом году природа устроила аграриям суровое испытание: сначала мартовские паводки, затем майские заморозки и местами засуха погубили часть яровых посевов в 23 регионах страны. Аграрии и власти незамедлительно занялись пересевом, но уже понятно, что спасти удастся не все. Поэтому аналитики резко снизили прогнозы урожая этого сельхозсезона: в начале весны ожидалось почти 160 млн тонн, затем 149, а сейчас уже 127–130 млн тонн, что станет минимальным объемом производства за последние три года. Поскольку Россия остается мировым лидером в продаже основной зерновой культуры — пшеницы, штормить начало и мировой рынок: цены на пшеницу в мае резко взлетели на опасениях вероятного дефицита. Впрочем, сейчас они уже пошли вниз на фоне поступления нового урожая в России и мире, что огорчает аграриев, которые надеялись хотя бы за счет ситуативного повышения цен частично отбить непредвиденные расходы на пересев.
Уже сейчас понятно, что российская пшеница, зерно вообще и масличные на внутреннем рынке будут дорожать в середине и конце сезона, в том числе из-за повышения себестоимости при пересеве погибших всходов и общего увеличения затрат. При этом многие аграрии при пересеве уже отказываются от пшеницы в пользу других культур, поскольку ее маржинальность сейчас самая низкая за последние годы. Уменьшение доходности растениеводства в целом из-за общей инфляции, санкций и не всегда сбалансированного регулирования рынка приводит к тому, что аграрии стали закупать меньше эффективной техники, удобрений и семян, что уже в следующем сезоне непременно обернется снижением и объемов урожая, и его качества. А если вложения в агротехнологии не возобновятся, мы рискуем забыть о рекордных урожаях и лидерских позициях на внешних рынках.
Посевы смыло и подморозило
Погода явно неблагосклонна к аграриям в этом году. В марте паводковые воды хлынули на поля Уральского и Северного федеральных округов, чрезвычайная ситуация была объявлена в Оренбургской, Курганской, Тюменской областях и в Алтайском крае. В Челябинской, Омской, Саратовской, Самарской и Волгоградской областях случились сильные подтопления, но там ЧС не вводили. Вода буквально смыла часть озимых посевов, сделанных в прошлом году.
Неласковым выдался и май: Центральную Россию, Поволжье и южные регионы страны постигли сильные возвратные заморозки, покрывшие снегом уже по весне засеянные яровые поля. В результате ЧС была объявлена в 10 регионах, особенно сильно пострадали аграрии Тамбовской, Липецкой, Воронежской областей, сразу 32 районов Волгоградской области, несколько хозяйств в Краснодарском крае. В отдельных регионах из-за заморозков ожидаются потери до 80% урожая косточковых культур, а также серьезное снижение сбора яблок, груш и ягод.
По оценке Минсельхоза, пересеву из-за заморозков подлежат 0,9 млн га посевов в 23 регионах страны. «Проблема не только в пересеве пострадавших от заморозков полей, погибли еще в марте и озимые, на площади почти 1,6 миллиона гектаров, а это 0,8 процента посевов, — говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут. — И надо понимать, что пересев происходит сейчас за пределами оптимальных сроков. А значит, и собирать придется почти на месяц позже, что чревато повышенными рисками осенней непогоды и потерей части урожая на полях».
Страховка поможет не всем
По словам президента Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов (АККОР) Владимира Плотникова, сейчас региональные и федеральные власти активно помогают пострадавшим от паводка и заморозков фермерам. «Где-то помогают семенами, некоторые даже выдают бесплатно, где-то — льготными кредитами, отсрочками платежей по кредитам и прочим. Фермеры также помогают друг другу семенами и техникой», — говорит Владимир Плотников, добавляя, что региональные власти помогают получить страховые выплаты от федеральных страховщиков.
Министр сельского хозяйства Оксана Лут еще в мае подсчитала, что страховые выплаты аграриям могут составить 1,5 млрд рублей. По данным Национального союза агростраховщиков (НСА), с начала года более 352 тыс. га застрахованных сельхозкультур были повреждены из-за природных катаклизмов, из них 205 тыс. га приходится на регионы, где был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В таком случае страховку смогут получить только те, кто страховал агробизнес именно на случай ЧС, а не просто от погодных условий или вредителей. «При этом интерес аграриев к страхованию посевов и урожаев от ЧС в принципе растет, — говорит президент НСА Корней Биждов. — В прошлом году от ЧС было застраховано почти 4,9 миллиона гектаров в 49 регионах России (из 12,7 миллиона гектаров всей застрахованной площади), это на 81 процент больше, чем годом ранее». На начало мая только озимые посевы (менее половины общего урожая) в России были застрахованы на площади почти 6 млн га из почти 22 млн. Но из них только 2,1 млн га, или около 11%, застрахованы по программе страхования на случай ЧС. Что и понятно: страховка от ЧС многим кажется избыточной из-за того, что объявляют их далеко не каждый год.
По словам Корнея Биждова, выплата в случае ЧС, в отличие от обычных страховых случаев, начисляется из расчета на списанную площадь посевов, при этом она может быть перечислена в течение рабочего дня после представления документов, а не после сбора остатков урожая, как при обычных катаклизмах погоды. «Но скорость выплат также зависит от расторопности региональных властей, а пока не все регионы работают быстро, что болезненно для аграриев, которым деньги нужны “уже вчера”», — говорит Корней Биждов.
Однако страховые выплаты по ЧС компенсируют только непосредственные расходы на обработку полей, без учета затрат на пересев и потери от недосбора урожая, отмечает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Даже если получится пересеять поздними яровыми культурами, урожай будет ниже, чем по озимым культурам, и это прямые убытки, которые страховщики не компенсируют», — говорит эксперт, оценивая издержки на пересев в сумму около 20 тыс. рублей на гектар.
Продадим меньше и дешевле
Еще в апреле, до начала ненастья, на основании одних только прогнозов погоды на май, Минсельхоз заговорил о снижении объемов сбора зерна в текущем году до 132 млн тонн против почти 145 млн тонн в 2023-м, масличных — вторая экспортная позиция России в агропродукции (в виде масла) — до 28 млн тонн против 29,9 млн тонн годом ранее, сахарной свеклы — 47 млн против 53,1 млн тонн.
Но тогда еще не было заморозков, после которых аналитики один за другим стали снижать прогнозы. В итоге свежие прогнозы следующие. На прошлой неделе «СовЭкон» оценил производство российских зерновых в новом сезоне в 127,4 млн тонн против 144,9 млн тонн годом ранее. Прогноз по пшенице снижен до 80 млн тонн. «В ближайшие недели на Юге России, в южной части Центра и в Поволжье погода ожидается суше нормы, — говорит директор “СовЭкон”