Не зрелищем единым: как Дягилевский фестиваль проникает в жизнь Перми
Как преобразилась и продолжает меняться Пермь благодаря фестивалю, его организаторы и партнеры рассказали музыкальной журналистке Марии Невидимовой
В Перми стартовал Дягилевский фестиваль, а это значит, что следующие несколько дней жизнь его участников и зрителей будет подчиняться плотному графику, состоящему из концертов, оперных постановок, перформансов, лекций, творческих встреч и попыток успеть на все. В программе этого года сделан акцент на музыкальном театре. Сразу три оперных премьеры претендуют на статус ключевого события: это «Волшебная флейта» Моцарта в постановке Нины Воробьевой, «Похождения повесы» Стравинского в постановке Андрея Прикотенко и Passion Дюсапена («Страсть», 2009) в постановке Анны Гусевой.
Опера французского композитора о прощании влюбленных, которым предстоит умереть, не только завершит фестиваль, но станет рифмой к его началу — оратории Баха «Страсти по Матфею». Осмысление страсти христианской, синонимичной слову «страдание», и страсти, приближающейся по значению к понятию «аффект», не закончится лишь на сопоставлении крайних номеров программы. Например, концерт Московского ансамбля современной музыки будет посвящен теме ритуального горевания и радости, а барочная программа La folie ансамбля Miludus исследует аффект безумия. В день летнего солнцестояния мультиинструменталист Петр Главатских вместе с коллегой из Ирана Амиром Хатаи представят проект «Солнцеворот», в котором западноориентированные опусы встретятся с академической и традиционной музыкой Ирана.
Можно ожидать, что громким во всех смыслах событием окажется концерт-презентация очередного коллектива musicAeterna. На этот раз публика познакомится с брасс-ансамблем, взявшимся исполнить популярные оперные арии на трубах, тромбонах, валторнах и тубах. А вот уже подтвердивший жизнеспособность musicAeterna Dance вместе с Moscow Percussion Ensemble (не родилcя еще musicAeterna Percussion) представят драму Владимира Варнавы Okho, перекликающуюся с «Солнцеворотом» космогоническими образами и весомой ролью ударных инструментов. Вновь на Дягилевском выступают дружественные Перми греки: Йоргос Калудис с его знаменитой критской лирой и трио «Тезис» с музыкой с греческих композиторов ХХ века. Среди звезд инструментального исполнительства в программе появились имена пианистов Вадима Руденко, Бориса Березовского, Варвары Мягковой, скрипача Павла Милюкова. Особенно привлекательно выглядит монографическая программа из сочинений Эжена Изаи от первой скрипки musicAeterna Ольги Волковой.
А еще на Дягилевском вновь проходят бесплатные (читай «бесценные») мероприятия Фестивального клуба, а также образовательная программа для молодых дирижеров и артистов хора. Отвлечься от Дягилевского не получится даже в перерывах, ведь фестиваль Теодора Курентзиса — это гигантский сайт-специфик-перформанс, местом действия которого становятся не только концертные площадки, но и городские локации.
Вероятность познакомиться непосредственно с пермяками на Дягилевском не выше, чем с жителями других городов. Пермь, подобно французским Авиньону и Экс-ан-Провансу во время их легендарных театральных фестивалей, оказывается в эти дни гораздо привлекательнее столиц. Отели и хостелы заполнены, столики забронированы, окошки на бьюти-процедуры закрыты. Между городской и фестивальной жизнью появляется знак равенства.
Анна Касимова, директор Дягилевского фестиваля
«Дягилевский фестиваль действительно стал местом, где каждое лето встречаются театралы и меломаны со всей страны. Туроператоры говорят, что турпоток Пермского края в дни фестиваля увеличивается процентов на 15. В это время забронированы все гостиницы города, все рейсы до Перми раскуплены. Мы знаем, что более половины зрителей фестиваля это жители других городов. По данным «Яндекс Афиши», нашего генерального билетного партнера, примерно четверть гостей приезжает из Москвы, процентов 10 из Санкт-Петербурга, много народу из Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Нижнего Новгорода. Это результат той работы, которую проводит уже много лет Теодор. Дягилевский фестиваль ведь не просто серия концертов, это очень интенсивный творческий процесс, в который и артисты, и зрители погружаются на десять дней. Это очень мощный источник энергии и вдохновения, который притягивает к себе людей».
В редкий час, когда на Дягилевском ничего не происходит, наступает время гастрономических впечатлений. Множество кофеен, баров и ресторанов встречают гостей фестиваля с готовностью сделать скидку, подарить чашку кофе или бокал шампанского после предъявления билета. Иногда заведения разрабатывают кастомизированное меню. «Персефона в Аиде», «Коктейль Времени и Бесчувствия», «В память о Прометее» — вот лишь некоторые названия напитков, которые в прямом и переносном смысле прогревали оперные премьеры прошлого года. Салоны красоты и цветочные магазины тоже не отстают, одаривая посетителей фирменными стикерами, открытками и другими сувенирами. Все это не единичные случаи, а целая система, разработанная программой «Визит в Пермь».