Внутренний ребенок: по дороге к себе
Давным-давно жило-было наше детство с волшебниками, волками и темными лесами... Оно до сих пор скрывается в нас. Зачем возвращаться к нему? Потому что наши тогдашние раны по-прежнему причиняют нам боль. А еще потому, что в детстве находится источник творчества, который мы можем вернуть в свою жизнь.
«У меня было множество коротких романов и несколько длинных, но до брака так и не дошло, – рассказывает 32-летняя Елена. – Сейчас никого нет, я все время измотана. Чтобы не чувствовать себя такой одинокой, я выпивала каждый вечер бокал-другой. Но назавтра все становилось только хуже». В детстве у Елены не было отца. А мать много работала и не могла уделять достаточно внимания дочери. Уже в 7 лет Лена умела приготовить завтрак и самостоятельно собраться в школу. Вечерами она сидела одна в квартире и ждала, когда вернется мать, задержавшаяся на работе. Елена выросла сильной и самостоятельной. И чудовищно одинокой. Взрослая женщина, успешный специалист, по вечерам она снова чувствовала себя девочкой, которая сидит без мамы. «Но я не догадывалась об этом, пока не обратилась к психотерапии, – продолжает Елена. – Сейчас я начинаю понимать, что бесполезно пытаться заглушить боль алкоголем: ведь ребенку нужно совсем не это, ему нужна любовь!»
Непрошедшая боль
Ранние детские травмы оставляют в нашей личности неизгладимый отпечаток, который сказывается во взрослой жизни. Если мы хотим излечиться от них, необходимо исследовать их – обратиться к своему «внутреннему ребенку». Этот термин пришел из теории американского психолога Эрика Берна. Он считал, что в личности человека сосуществуют три «я»: Родитель – ответственный за выполнение социальных норм, заложенных воспитанием; Ребенок – спонтанная часть человеческой личности, несущая следы детских травм, эмоций и впечатлений; и Взрослый – тот, кто удерживает баланс между ними, существуя здесь и сейчас. Но иногда тот или иной из них берет верх: Ребенок не скрывает радости, криком выражает свои страхи или неудовлетворенные желания; Родитель сурово осуждает Взрослого за его слабости или утешает его.
Знаменитый французский детский психоаналитик Франсуаза Дольто в детстве столкнулась с немотивированной агрессией матери, которая была в отчаянии после смерти второй дочери. Тогда Франсуаза дала себе обещание: когда она вырастет, то запомнит, как это – быть маленькой. Понять страдающего ребенка и помочь ему можно, только сохраняя связь с собственным внутренним ребенком.