Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом
В шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards вошла Елена Фильберт, директор фонда «Антон тут рядом», который системно поддерживает людей с аутизмом. Она работает в проекте практически с его основания. Сейчас в фонде есть департамент социального предпринимательства, выручка которого в 2023 году составила 44 млн рублей, — это не только треть средств бюджета фонда, но и целая вселенная проектов. Рассказываем, как им удалось создать свой магазин, открыть рабочие места и выпустить коллаборации с крупными брендами.
Елена Фильберт работает в фонде «Антон тут рядом» почти с самого основания и прошла вместе с ним полный приключений и глухих закоулков путь. Сегодня «Антон тут рядом» — это шесть площадок в Петербурге и 150 сотрудников, «университет» гуманной психиатрии и инклюзии (200 врачей и 5000 родителей, которые узнали, как помочь своему ребенку), 13 мастерских, где нашли любимое дело 100 взрослых с аутизмом, две квартиры сопровождаемого проживания, 1300 кейсов юридической поддержки и защиты прав семей в судах.
Основная цель фонда «Антон тут рядом» — выстроить целостную систему поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех этапах их жизненного пути: от ранней диагностики и сопровождения в детстве до трудоустройства, самостоятельного проживания и активной социальной жизни во взрослом возрасте.
Как из фильма родился фонд
История фонда «Антон тут рядом» началась с документального фильма, который режиссер Любовь Аркус начала снимать в 2008 году о молодом человеке с аутизмом Антоне Харитонове. Знакомство с Антоном побудило ее задуматься о том, как можно помочь людям с РАС в России.
В то время в стране практически не существовало системы поддержки для взрослых с РАС. Их родители оказывались один на один со своими проблемами, не зная, куда обратиться за помощью. Аркус решила создать благотворительную организацию, главная задача которой — выстраивать жизненные маршруты для людей с аутизмом. В 2013 году появился фонд «Антон тут рядом».
Елена Фильберт, директор фонда, рассказывает, что основной задачей на старте было не столько найти средства, сколько придумать и разработать систему такой помощи. Первым шагом стало открытие Центра «Антон тут рядом» и творческих мастерских для взрослых с РАС на Троицкой площади в Санкт-Петербурге. Аренда помещения и стартовый залог, ремонт, закупка мебели и оборудования, большая образовательная программа для команды сотрудников обошлись в 3,5 млн рублей. Основную часть суммы принес премьерный показу фильма «Антон тут рядом» Любови Аркус по Первому каналу и сбор средств через смс-пожертвования, а также благотворительный аукцион, который устроил фонд «Выход», также помогающий людям с РАС.
Фонд взял на попечение 25 взрослых людей с аутизмом и начал привлекать их к работе в мастерских. Здесь они могли заниматься керамикой, столярным делом, швейным производством и другими видами творчества под руководством профессиональных наставников. Эта площадка стала основой, вокруг которой постепенно начали выстраиваться и другие программы фонда.
Первые волонтеры и сотрудники пришли после постов Любови Аркус в социальных сетях и на ресурсах редакции журнала «Сеанс». А с первыми студентами мастерских и их семьями она познакомилась, когда сопровождала Антона в лагере «Онега» и в петербургской Чесменской церкви. Дальше по сарафанному радио люди начали узнавать про ее инициативу и обращаться сами. Очень быстро места в Центре «Антон тут рядом» закончились, начала формироваться очередь из желающих попасть в мастерские.
Медицинское просвещение
Чуть позже «Антон тут рядом» начал работать с подростками, а потом с детьми. Фонд постоянно искал тьюторов, логопедов, специалистов по физической культуре. Экспертов, которые бы имели большой опыт работы с людьми с аутизмом, было мало.
«Раньше методом «лечения» РАС считались изоляция и тяжелые лекарства. Многие врачи не верили в замену лекарственной терапии, считали, что аутичным детям и взрослым не важны педагогические и социальные программы и называли сотрудников фонда «фантазерами», — вспоминает Фильберт. — Команде фонда пришлось приложить немало усилий, чтобы изменить взгляд на стратегии помощи людям с РАС. И это стало возможно благодаря экспертам разных профилей, которые объединились вокруг фонда».