Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров
Видео в соцсетях вместо текстовых инструкций, звуковые колонки вместо распоряжений начальника. Франчайзинговые компании, испытывающие сильный кадровый голод, ищут новые подходы к молодым сотрудникам

Чем больше представителей поколения Z — молодых людей в возрасте 18-27 лет — выходит на рынок труда, тем сильнее меняются HR-практики в компаниях. В авангарде изменений оказались франчайзинговые сети, которым сложнее подбирать персонал из-за недоверия части кандидатов к этой бизнес-модели, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. По данным опроса, проведенного hh.ru и сетью клиник Biorise, почти треть соискателей не готова рассматривать вакансии в компаниях-франчайзи. Среди причин — стереотипы о том, что такой бизнес недостаточно прозрачен и в нем сложнее устроиться на работу по официальному трудовому договору.
В целом нехватка кадров в 2024 году стала главной проблемой, мешающей франчайзерам масштабировать бизнес, показало исследование ресурса Franshiza.ru.
Представители франчайзинговых сетей рассказали «Forbes Франшизам», что помогает им в этих условиях нанимать, обучать и удерживать молодых сотрудников.
Трюк с исчезновением и смена приоритетов
Одной из основных причин неудачного трудоустройства в 2024 году стал гостинг, который чаще проявляется у молодых соискателей — внезапный отказ от собеседования или даже выхода на работу. Это сейчас вторая по распространенности причина неудачного трудоустройства после недостаточной квалификации кандидата, показало исследование компании Talantix (входит в экосистему hh.ru). Если первую причину назвала треть респондентов, то вторую — 13%.
Гостинг у зумеров — явление распространенное, соглашается франчайзи школы рисования Grafika в Перми Григорий Трубников. «Нашему поколению сложно это понять: зумер может уйти на обед и не вернуться, так как устал и ему надоело работать»,— говорит он. Все время приходится учитывать, что для молодых сотрудников работа имеет меньше значения, чем для коллег постарше, и это выражается в склонности к смене работы и отсутствии страха перед увольнением, говорят опрошенные Forbes франчайзи.
Как показало исследование Deloitte, если для миллениалов (людей в возрасте 28-45 лет) работа на втором месте среди жизненных приоритетов сразу после семьи и друзей, а все остальное имеет гораздо меньше значения, то у зумеров она примерно на одном уровне с саморазвитием и интеллектуальными развлечениями вроде прослушивания музыки или посещения культурных мероприятий.
Зумеры больше других поколений ориентированы на поддержание баланса между работой и личной жизнью, признает HR-директор сети школ скорочтения IQ007 Татьяна Бузуева. По ее мнению, это связано с тем, что их родители уделяли очень много внимания работе, и подростки часто слышали в семье жалобы на карьеру, зарплату, отсутствие перспектив. Теперь молодые люди стараются максимально отстроиться от таких установок и ищут для себя работу, которая позволит уделять больше времени личному развитию и в то же время обеспечит возможности для профессионального роста и будет оплачиваться как минимум по рыночным стандартам. «Работодателям жертвенности от зумеров точно ждать не стоит», — заключает Бузуева.