«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

Беседовала Ирина Зайчик

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм. Посмотрев на худсовете «Покровские ворота», чиновники схватились за головы: «Это разврат! Иметь двух мужей!» И положили картину на полку. Но зрительницы, наоборот, были чрезвычайно довольны героиней: подходили после премьеры на улице и завистливо вздыхали: «Ну надо же, какая вы счастливая! Сразу два мужа — один для души, другой по хозяйству».

— Честно признаюсь: во мне нет ничего властного, что буквально фонтанирует из мадам Хоботовой. Секрет в том, что, играя роли, актеры стараются добрать то, чего им не хватает в жизни. Вот я, например, по характеру очень зажатая, робкая, порой даже жуткая трусиха, у Маргариты Павловны училась самоуверенности, властности и нахальству. Словом, тому, что так необходимо в отношениях с мужчинами. Кстати, уроки энергичной дамы, умеющей постоять за себя, пригодятся всем женщинам. Может, следует даже тонизирующие витаминчики «Секреты Маргариты Павловны» изобрести. А что? Это же надо суметь так всех мужиков построить, что они только крякают от удовольствия и вытягиваются во фрунт: «Яволь, Маргарита Павловна!»

Михаил Козаков, с которым мы знакомы со студенческих лет, пробовал в «Покровских...» параллельно две тройки: меня с Борцовым и Равиковичем и Гундареву с Мироновым и еще кем-то звездным. После проб я долго не могла заснуть: «Как же так? Силы-то неравные!» Наконец часа в три ночи не выдержала и в истерике позвонила Мишке: «Ты подлец! Неужели не понимаешь, что мы заведомо проигрываем звездам? Это несправедливо!» И, не дождавшись ответа, трусливо бросила трубку. Прошла неделя. Вдруг Козаков мне перезванивает: «Ну что, истеричка? Поздравляю!»

Инна Ульянова с родителями Иваном Александровичем и Анной Николаевной. Фото: из архива И. Ульяновой

Это была победа! Как я отважилась на такой поступок, до сих пор не понимаю, ведь совсем не боец по натуре. Если предчувствую проигрыш, то скорее сдамся без боя, чем буду драться до последнего. А всем кажется, будто я, как Рэмбо, могу одним ударом стенку прошибить. Да ни хрена подобного! Не быть, а казаться, как говорил Бомарше. Лучше про меня и не скажешь. Кстати, только когда из десятков претендентов Козаков отобрал юного Олега Меньшикова на роль Костика, он вздохнул с облегчением: «Фильм будет!» Никто и не думал, что картина, которую в первый раз показали в не самое удобное время, станет такой популярной. Это сейчас уже ни один праздник не обходится без «Покровских ворот». Недавно меня в двенадцатом часу ночи разбудил коллега:

— Слушай, корова! Ты небось спишь?

— Видишь ли, пытаюсь.

— Включай телевизор, там тебя показывают!

Наверное, он решил, что я как ненормальная вскочу и буду любоваться на свое изображение. Но я никогда не смотрю «Покровские...», как, впрочем, и другие фильмы с моим участием. Я не из тех актрис, которые стонут, глядя на собственную физиономию на экране.

— Вам, наверное, трудно было вжиться в быт коммуналки — ведь вы никогда не жили в подобных условиях?

— Я и во времена Гоголя никогда не жила, но тем не менее сыграла ведь Феклу Ивановну в спектакле «Женитьба». А уж с Маргаритой Павловной было совсем просто: вышла на балкон, встала в стойку и скомандовала: «Хоботов! Домой!» Делов-то! А потом, если вы помните, население покровской коммуналки на редкость интеллигентное — все сплошь литературоведы, переводчики и культработники. Не нужно было учиться хамить и материться. Да и актеры подобрались потрясающие. На съемках у нас сложились на редкость любовные отношения. Мы понимали, что каждый из исполнителей представляет собой грандиозную личность: Пилявская, Моргунов, Меньшиков... С восторгом встречались, с восторгом прощались. Броневой, между прочим, был уже Мюллером! Как-то, уже после премьеры фильма, мы с Леней столкнулись на Арбате. Он был просто неотразим в итальянской клетчатой шляпе с маленькими полями и с элегантно зажатой между красивыми пальцами сигаретой.

— Ну, подруга! — ухмыльнулся сосед Велюров. — Что скажешь?

Он имел в виду ажиотаж вокруг картины.

— Нет слов! — отвечаю, пораженная его внешним видом.

— Ну нет слов, так и не говори ничего, — и, приподняв шляпу, важно зашагал по улице. Следом бежала стайка преданных поклонниц.

— Вы с Броневым встречались еще на съемках «Семнадцати мгновений весны»...

— Я бы не сказала «встречались». В картине у меня-то был всего один эпизод, со Штирлицем. Сцену с ним снимали в Москве у кафе «Лира» два дня. Помню, своего будущего партнера я увидела идущим по коридору в форме штандартенфюрера. Тихонов был так по-арийски красив, что я моментально зажалась: «Боже, а я такая маленькая и неинтересная!» К кафе на углу Тверской нагнали десятки «мерседесов». Говорят, что ради этого пришлось обескровить все иностранные посольства столицы. Мне выдали реквизит — горжетку из лисы. По сценарию моя безымянная дама с лисой (помните, как у да Винчи «Дама с горностаем»?) должна напиться и приставать к сидящим у бара мужчинам с легкомысленным предложением. Внимание мое, естественно, остановилось на русском разведчике. Конечно, моя героиня не подозревает, что красавец-мужчина, скромно пьющий коньяк у стойки бара в центре Берлина, враг Третьего рейха! Только благодаря советской школе разведки Штирлицу удается устоять против моих слов: «В любви я Эйнштейн!» На одном из дублей Вячеслав Васильевич вежливо меня попросил: «Вы могли бы не так сильно прислоняться щекой к моей спине? На мне мой личный костюм». Но я все время промахивалась. В кадре видно, как виновато смахиваю пудру с тихоновского пиджака. По сценарию после того, как он посылает меня «начертить пару формул», я стучалась на улице в стоящие машины и, качаясь на каблуках, говорила: «Ку-ку!» Потом, вспомнив наказ Штирлица, в ожидании его чертила хвостом лисы формулы на асфальте. После съемок позвонила ассистентка Лиозновой и, захлебываясь от восторга, завопила: «Инка, это грандиозно! Мы тебя вырезаем!» Эпизод с «Ку-ку!» действительно вырезали, посчитав, что он слишком смешон и может отвлечь зрителя от серьезной сцены встречи разведчика с резидентом. Потом коллеги шутили: «Это было самое тяжелое мгновение в жизни Штирлица». Я же вам, как Юстас Алексу, признаюсь, что, несмотря на то что меня подрезали, на концертах мне всякий раз бурно аплодировали, вызывая недоумение у съемочной группы: «Всего два слова, а какой успех!» Я даже как-то шутя попросила, чтобы на моей могиле написали: «Дама с лисой».

Инна Ульянова в фильме «Карнавальная ночь», 1956 год. Фото: «Мосфильм»

Через 20 лет мы снова встретились с Тихоновым на съемках «Утомленных солнцем», хотя вряд ли он запомнил ту странную даму с лисой, которая пачкала ему пиджак. Как-то снимали большой эпизод за столом на даче комдива Котова. Было холодно, к тому же я сильно робела: ведь режиссер — сам Никита Михалков! Тихонов, который сидел рядом, заметил, что у меня трясутся руки, и посоветовал: «А вы коньячку хряпните, режиссер не заметит, ведь мы к нему спиной сидим». Я послушалась и так «нахряпалась», что, когда пришлось обернуться к Михалкову, он всплеснул руками и закричал: «Стоп! У меня актриса пьяная!» За меня благородно заступился Вячеслав Васильевич, и нас обоих с позором выгнали из-за стола.

— Правда, что в детстве вы жили в доме со знаменитыми артистами и именно это решило вашу судьбу?

— В 1943-м, вернувшись из эвакуации в Москву, мы поселились в доме на Можайском шоссе. Моему папе, ответственному работнику угольной промышленности, выделили квартиру в одном из подъездов, принадлежавших Совету министров. Три соседних подъезда занял возвратившийся из Ташкента практически весь цвет «Мосфильма». Мы с девчонками, играя во дворе, частенько замирали от восторга, завидев, как под руку с Герасимовым шествует в душистом облаке французского аромата красавица Макарова. С ними в немецкую трофейную машину иногда садился их приемный сын Артур. В соседнем подъезде жила не менее знаменитая пара Пырьев — Ладынина. Там же поселились и Переверзев с Надей Чередниченко. Но мы, дети, больше всех обожали Консовского, принца из «Золушки». Он нам казался сказочно красивым. Когда актер проходил по двору, мы прерывали игру и, дергая друг друга за подолы платьев, шептали: «Смотри, вон прынц, прынц идет!» Моя же бабушка была крайне недовольна столь близким соседством с мосфильмовцами и частенько грешила: «Ей-богу, эти артисты прут у нас с балкона котлеты!» (Тогда, как вы понимаете, холодильников еще не было и продукты хранились на балконах.)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями? Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями?

Ваши дети стали жить самостоятельно, а вы остались наедине с собой?

Psychologies
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Валерий Фокин: Валерий Фокин:

Валерий Фокин делится воспоминаниями о начале своей карьеры

Караван историй
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
Сбитнем по рынку: как монастырский рецепт привел к 120 млн рублей выручки Сбитнем по рынку: как монастырский рецепт привел к 120 млн рублей выручки

Как сбитень постепенно превращается из нишевого продукта в массовый?

Forbes
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Гости стали лучше разбираться в том, что пьют Гости стали лучше разбираться в том, что пьют

На что важно опираться при создании барной карты в ресторане?

Bones
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
На темной стороне На темной стороне

Как мы становимся обидчиками? Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Когда нельзя, но очень надо Когда нельзя, но очень надо

Как россияне обходят заградительные ставки по ипотеке

Деньги
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
В Африку гулять В Африку гулять

Марокко — яркий осколок арабской Африки, сияющий разными цветами

Лиза
Турция: есть ли жизнь после Эрдогана? Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Монокль
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Ты моя хорошая Ты моя хорошая

Какие качества необходимы сегодня настоящей подруге?

VOICE
Каждому инвестору по башне Каждому инвестору по башне

Оператор башен «Билайна» ГК «Сервис-телеком» провела реорганизацию

Ведомости
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Адель. Обратный отсчет Адель. Обратный отсчет

Я не создаю музыку для глаз, я создаю музыку для ушей

Караван историй
На пути к цветочному суверенитету На пути к цветочному суверенитету

«Горкунов» взял на себя миссию импортозамещения на рынке выращивания цветов

Монокль
Открыть в приложении