Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

ВедомостиБизнес

Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Лиана Липанова
чт. 13.02.2025

Сооснователь и гендиректор подарочного маркетплейса Flowwow. Вячеслав Богдан / Пресс-служба Flowwow

В октябре 2024 г. цветочный маркетплейс Flowwow изменил бизнес-модель и значительно расширил ассортимент. Теперь компания говорит о выходе за рамки традиционной ниши и трансформации в «гифтинговый сервис»: маркетплейс начал продавать кондитерские изделия, предметы декора, посуду и проч. За 2024 г. «нецветочные категории» составили уже 20% выручки. Flowwow рассчитывает, что через несколько лет кондитерские изделия начнут приносить компании уже половину оборота.

О том, зачем компания выходит в новые категории и как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными, в интервью «Ведомостям» рассказал сооснователь и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан.

– По оценке Data Insight и Tinkoff eCommerce, в 2023 г. оборот нишевых маркетплейсов вырос на 27% до 591 млрд руб., а что с 2024 г.? Что происходит на рынке, какие результаты за прошлый год?

– Рынок электронной коммерции продолжает расти уже не такими активными темпами, как во время и после пандемии. Если посмотреть на топ-100 игроков рынка, включая универсальные и нишевые маркетплейсы, то все растут, но разными темпами. Это связано и с общим замедлением роста онлайн-продаж, и с внешними факторами, например со снижением финансирования из-за удорожания денег на рынке. Даже у крупных универсальных игроков наблюдается замедление активности.

Кроме того, темпы роста всегда замедляются, когда компания переходит на уровни десятков миллиардов. Например, оборот Flowwow в 2023 г. вырос больше чем на 100% – с 4,5 млрд руб. в 2022 г. до 9,5 млрд руб. За прошлый год оборот вырос примерно на 80% – до 17,2 млрд руб.

– А если говорить про выручку и прибыль?

– Выручка выросла до 4,5 млрд руб. Прибыль в России в прошлом году составила 313 млн руб. У нас хорошо выросли регионы: сейчас их доля в выручке примерно 55%. Хотим в 2025 г. дорастить их до 60%. Но поскольку часть прибыли мы направляем на международную экспансию, год завершился с убытком в 92 млн руб. – это инвестиции в международное развитие, в частности Белоруссию. Сейчас новые рынки в общем обороте компании занимают около 6%.

А за счет роста новых категорий у нас подросла частота покупок для клиента. Конечно, есть еще фактор инфляции, из-за которой средний чек у нас подрос примерно на 15%.

– В 2022 г. чистая прибыль компании составила 200 млн руб., а в 2023 г. – всего 20 млн руб. С чем это связано?

– В последние три года мы живем в очень нестабильной ситуации, а в 2022 г. страха было гораздо больше. В том году мы, учредители Flowwow, решили впервые выплатить дивиденды, так как с момента основания бизнеса в 2014 г. ни разу этого не делали. Все заработанные средства мы реинвестировали в рост бизнеса.

В следующем, 2023 году стало понятно, что экономика не развалилась. И мы продолжили делать то же самое, что и раньше: почти всю прибыль направили в рост. В прошлом году мы наняли более 300 новых сотрудников – разработчиков, маркетологов и аналитиков, которые помогают улучшать наш продукт.

«Интернет-магазины могут занять половину рынка»

– Какую долю рынка e-commerce сейчас занимают узкоспециализированные маркетплейсы и смогут ли они когда-нибудь приблизиться по объемам к крупнейшим мультикатегорийным площадкам?

– Исследований о доле нишевиков никто не проводил, но я думаю, что универсалы занимают больше 60% рынка электронной коммерции. И их доля растет. Потому что универсалы работают на более широких сегментах: та же самая одежда и техника, т. е. то, что люди покупают чаще и на большие чеки.

Но, например, в США все так же сначала шли на маркетплейсы, пока не насытились. А затем пошел обратный тренд: иметь свою платформу или размещаться на других маленьких маркетплейсах тоже стало круто. И несколько лет назад объем продаж через Shopify (платформа, на которой компании могут создавать свои собственные интернет-магазины) обогнал по объемам транзакций Amazon.

Нишевики точно универсалов не обгонят, но вполне могут сравняться, т. е. нишевые маркетплейсы и маленькие или большие интернет-магазины могут занять половину рынка. А пока универсалы рубятся между собой.

– А кого вы считаете своими конкурентами? Крупные маркетплейсы или нишевые с такой же специализацией, как у вас?

– Если говорить о нишевых конкурентах, то еще лет пять назад нашими конкурентами были Florist. ru, «Русский букет» и «Семицветик» (по данным СПАРК, выручка ООО «Флорист.ру-онлайн» в 2023 г. составила 188 млн руб., чистая прибыль – 39 млн руб., выручка ООО «Русский букет» в 2023 г. – 40 млн руб., чистая прибыль – 7 млн руб., «Семицветик» зарегистрирован на ИП Скосарь Антон Валерьевич. – «Ведомости»). Два года назад мы уже стали больше по объемам заказов, чем 10 ближайших конкурентов в этой категории.

По итогам 2024 г. мы видим, что многие из конкурентов в нашей категории практически не растут, у кого-то даже есть минусы, а у нас – десятки процентов роста. Мы уже больше, чем любой из них, и при этом движемся быстрее. Это подтверждает, что мы на правильном пути. О нас узнали и крупные маркетплейсы, именно поэтому они начали заходить на нашу территорию.

Они видят цифры: когда речь идет о стартапе с оборотом 100 млн руб., то «Яндексу» или Ozon это не так интересно. Но когда речь заходит о миллиардах – это уже привлекательная ниша. Даже «Вкусвилл» и «Самокат» заходят в нашу категорию, но в основном обрабатывают сезонные пики. Например, ты можешь зайти в приложение «Самоката» или «Вкусвилла» и увидеть там тюльпаны в пиковые моменты.

Мы видим в этом опасность, и это мотивирует нас двигаться быстрее. Но пока они не делают значительных объемов. Им проще кого-то купить, но это уже не так легко.

«Один из универсальных маркетплейсов хотел нас купить»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгруженные железные дороги Разгруженные железные дороги

С 2022 г. в России начался процесс активного перестроения логистических цепочек

Ведомости
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе

Разбираемся, как быстрее продвинуться по карьерной лестнице

Лиза
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вар и Арминий Вар и Арминий

Полководцы, столкнувшиеся в Тевтобургском лесу, были разными во всем

Дилетант
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему

Сочетание щоколада и чая обладает мощными антиоксидантными свойствами

ТехИнсайдер
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Отложи трубку! Отложи трубку!

Разбираемся, как перестать думать о бывшем и больше никогда ему не звонить

Лиза
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Где русские хайвеи? Где русские хайвеи?

Как идет развитие автодорожной сети в России?

Монокль
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Секреты счастливого брака Секреты счастливого брака

Советы, которые помогут сохранить гармонию в отношениях

Лиза
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов

Как Маньковы превратили окрестности старинного имения в парк развлечений

Forbes
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Открыть в приложении