Почему алкогольная сеть «Бристоль» растет в среднем на 114% в год

РБКБизнес

Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «табачных королей» России растет в среднем на 114% в год

Текст Анна Левинская

Сергей Кациев

Нижегородский алкогольный ретейлер «Бристоль» впервые стал участником рейтинга РБК «50 быстрорастущих компаний России», сразу оказавшись в первой пятерке списка. Это выше, чем у его главного конкурента и лидера сегмента сетей, специализирующихся на торговле алкоголем,— челябинская «Красное & Белое» (КиБ) заняла девятое место.

«Бристоль» торгует алкоголем в среднем и нижнем ценовых сегментах и,подобно КиБу до недавнего времени развивался в провинции, работая в 30 российских регионах. В 2017 году выручка компании выросла на 60% и составила 67,4 млрд руб., а количество магазинов превысило 3500 точек (у «Красного & Белого» — 210 млрд руб. выручки и 5268 точек). Прогноз на 2018 год — 95 млрд руб.

«Бристоль» принадлежит «табачным королям» и одним из самых непубличных российских миллиардеров — Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, основателям ГК «Меркурий». Российский Forbes в 2018 году оценил их состояния в $2,4 млрд и $950 млн. В 1990-е годы компания создавалась для импорта алкоголя и табака, сейчас это огромный многопрофильный холдинг. Один лишь табачный дистрибьютор «Мегаполис» (входит в «Меркурий») с выручкой в размере 656 млрд руб. занял пятнадцатое место в последнем рейтинге крупнейших компаний России РБК 500.

«Мегаполис» — эксклюзивный поставщик продукции транснациональных табачных компаний Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International (PMI) и Imperial Tobacco Group. По данным Nielsen, в 2017 году эти компании занимали 66% российского рынка табака. До января 2018 года контроль в «Мегаполисе» принадлежал структурам Кесаева и Кациева, затем, как следует из отчетности Megapolis Distribution B.V., их доля снизилась до 49,85%: по 23% у PMI и JTI, владелец оставшихся 4,2% не раскрывается.

Кесаеву и Кациеву также принадлежат ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») и ряд активов вне потребительского рынка. Среди них — автоперевозчик «СовинтерАвтосервис», «Меркурий Девелопмент», Горевский ГОК, завод «Турбохолод», Завод имени Дегтярева.

Игорь Кесаев

Диверсификация как спасение

Создание сети «Бристоля» выглядело попыткой владельцев «Мегаполиса» компенсировать последствия введения «антитабачного закона», который запрещает продажу табачной продукции в нестационарных объектах торговли, то есть киосках и павильонах. К моменту его внесения на рассмотрение в Госдуму в 2012 году через этот канал продавалось более трети сигарет компании. По оценке Euromonitor International, объем российского табачного рынка в натуральном выражении снижается шесть лет подряд: если в 2012 году он составлял 370,8 млрд сигарет, то в 2017-м — уже 258 млрд.

В том же 2012 году уже работало несколько магазинов «Бристоль», стартовой точкой сети стал Нижний Новгород. Здесь и в Омске также развивается «малый» формат «Бристоль-Экспресс» (в основном продает табачные изделия), он начинался с торговой недвижимости, выкупленной «Мегаполисом» у одного из своих нижегородских оптовиков, «Юпитер-НН».

«Бристоль» сразу задумывался как масштабный проект, говорит представитель компании, основателям хотелось всероссийского масштаба. И хотя сеть строилась с оглядкой на главного конкурента — в 2012 году Кациев, курирующий в холдинге направление ретейла, вместе с бывшим президентом «Дикси» Ильей Якубсоном даже приезжали в Челябинск для консультаций с основателем «Красного & Белого» Сергеем Студенниковым, — у нее были неплохие конкурентные преимущества. Компания масштаба «Мегаполиса» (который кроме табака занимается дистрибуцией бакалейной продукции, энергетических напитков и т.п.) имеет большие преференции в закупках партий товаров.

За два года «Бристоль» разросся до 900 магазинов и по плану владельцев затем должен был объединиться с ГК «Дикси», сохранив бренд и став отдельным дивизионом. С 2014 года сети начали объединять некоторые операционные подразделения, а в мае 2015 года «Дикси-Юг» за 1,78 млрд руб. купила 31,5% долей ООО «Альбион-2002», операционной компании «Бристоль». Таким образом ее пакет увеличился до 33%, и покупка должна была стать первым этапом слияния. Одновременно с этим «Мегаполис» сообщал, что Кациев отошел от операционного управления «Мегаполисом», чтобы сосредоточиться на развитии «Бристоля».

Но сделка по выкупу оставшихся 67% долей «Бристоля» в итоге не состоялась: сначала ГК «Дикси» намекала, что слияние может не состояться, поскольку «рынок изменился», затем объединение и вовсе запретила ФАС. Структура «Дикси» вернула акции «Бристоля» самой компании, совершив обратную продажу (33% акций были переданы кипрскому офшору Kronia Limited). Кациев в марте 2018 года вернулся на пост гендиректора табачного дистрибьютора.

«Как показало время, «Бристоль» успешно развивается как самостоятельный проект», — говорит представитель компании. «Каннибализации» продаж акционеры не опасаются, так как у сетей разные товарная матрица и профиль потребителей.

Не только «алко»

Несмотря на ужесточение законодательства в отношении производства и сбыта алкогольной и табачной продукции и снижение их потребления в России, «алкомаркеты» не первый год становятся рекордсменами по росту выручки. Лидерам этого сегмента удается «отъедать» покупателей у FMCG-сетей — неприхотливость в выборе помещений магазинов и малый метраж торговых точек позволяют подбирать площадки, которые не подходят другим ретейлерам. Кроме того, они намеренно открывают магазины рядом с точками крупнейших продовольственных ретейлеров: «Пятерочки», «Магнита» и так далее.

«Уводить» потребителей помогают ценовая политика и ассортимент. КиБ и «Бристоль» делают упор на недорогой алкоголь из-за его высокой оборачиваемости, и их аппетит к маржинальности алкогольной и табачной продукции меньше, чем у обычных ретейлеров, а значит, меньше и конечная цена, говорит партнер Bain & Company Евгений Белащенко.

Тон задают КиБ и «Бристоль», отмечает далее Белащенко: весь объем российского рынка специализированных алкогольных сетей оценивается в $7,5 млрд, около 50% занимает челябинская компания, примерно 15– 20% — у «Бристоля», оставшаяся доля приходится на прочие сети, как работающие в экономсегменте («Норман», «Горилка» и др.), так и премиальные («Ароматный мир» и др). При этом последние занимают 10% рынка.

Приучив потребителей приходить за недорогим алкоголем, «алкомаркеты» пытаются дрейфовать в категорию «магазинов у дома», постепенно избавляясь от приставки «алко». Уже сейчас на алкоголь приходится примерно 65% ассортимента у «Красного & Белого», говорит Белащенко. У «Бристоля» — только 30%, утверждает представитель сети. Остальное — бакалея, овощи-фрукты, сладости и другие товары. Кроме ассортимента под СТМ, в «Бристоле» продается и продукция компаний Кациева: минеральная вода «Нижний Кармадон» и фрукты компании «Казачий хутор» из Северной Осетии. «Нельзя сказать, что у этих компаний блестяще получается торговать новыми категориями, но они постепенно учатся наполнять корзины потребителей и другими товарами», — говорит Белащенко.

Фото: ITAR-TASS, РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кефир» директора Пряхина «Кефир» директора Пряхина

Студия «Кефир» директора Пряхина покоряет Россию, мир и стратосферу

РБК
DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

Playboy
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Как найти настоящую любовь Как найти настоящую любовь

Любить и быть любимыми хотят все. Но как отыскать заветное чувство?

Psychologies
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Замена Маску: какое будущее ждет Tesla после перестановок в руководстве Замена Маску: какое будущее ждет Tesla после перестановок в руководстве

Бывший независимый директор компании Робин Денхолм займет кресло Илона Маска

Forbes
50 быстрорастущих компаний России. Часть 2 50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

РБК
Время детское Время детское

В семье Кардашьян–Уэст вновь ожидается пополнение

Grazia
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Будь как Халк: 8 лучших упражнений на плечи в тренажерном зале Будь как Халк: 8 лучших упражнений на плечи в тренажерном зале

Востребованность мышц плеч в тренажерке можно поставить на уровень со спиной

Playboy
Империя «Эркафарм» Империя «Эркафарм»

Как небольшой дистрибьютор стал одним из лидеров фармацевтической розницы

РБК
Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ Как будет работать финансовый супермаркет от ЦБ

В начале 2019 года заработает пилотная версия маркетплейса

Forbes
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Всегда смеющийся хрусталь Всегда смеющийся хрусталь

Сияющая парижская квартира руководительницы Baccarat Даниэлы Риккарди

Tatler
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода

Как дорожные камеры превратились в источник нечестного дохода

Forbes
Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
Может ли искусственный интеллект заменить репетиторов и учителей Может ли искусственный интеллект заменить репетиторов и учителей

Рынок образовательных проектов растет за счет новых технологий

Forbes
В деньгах счастье В деньгах счастье

Для греков нет ничего более стабильного, чем василопита

Вокруг света
Game over Game over

Леван Горозия закрывает проект L'One, просуществовавший семь лет

Cosmopolitan
Новый год и новый вес Новый год и новый вес

Откажитесь от диет!

Домашний Очаг
Венеция и дева Венеция и дева

Fashion–дизайнер купила этаж в палаццо и превратила его в эталон роскоши

SALON-Interior
Только спокойствие! Только спокойствие!

Как избежать предпраздничного стресса?

Домашний Очаг
Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе» Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе»

Наталья Ненашева: «Женщина-CEO. Как оставаться женщиной в бизнесе»

Cosmopolitan
Как зарождался Uber: история такси от Великой депрессии до наших дней Как зарождался Uber: история такси от Великой депрессии до наших дней

Однажды Uber произвел революцию в мире такси, не предложив ничего нового

Forbes
Йога доверия Йога доверия

Что такое Акройога и как она учит доверять — себе и партнёру

Yoga Journal
Бьюти-блендер: как использовать, как мыть, какой выбрать? Рассказывают профи Бьюти-блендер: как использовать, как мыть, какой выбрать? Рассказывают профи

Как выбрать бьюти-блендер, как его очищать, и что он умеет

Cosmopolitan
Трагедия Александра Колчака Трагедия Александра Колчака

Бесстрашный морской офицер и истеричный неудачник в одном лице

Дилетант
Топ-7 кнопочных телефонов и их неоспоримые преимущества Топ-7 кнопочных телефонов и их неоспоримые преимущества

Топ-7 кнопочных телефонов и их неоспоримые преимущества

CHIP
Паста и баста! Паста и баста!

Кулинарные эксперименты актрисы Анны Цукановой-Котт

OK!
Открыть в приложении