В космос за свои деньги: как S7 Space сделает свою ракету и грузовой корабль
Генеральный директор космической компании S7 Space Сергей Сопов рассказал Forbes, как удалось решить проблему со сборкой первых ракет «Зенит», как относиться к деньгам от государства и за счет чего планирует зарабатывать в будущем
Представьте себе коммерческую космическую компанию, рассчитывающую за ближайшие три года создать грузовой космический корабль, ракету-носитель с возвращаемой первой ступенью, а еще выйти на окупаемость и неплохо заработать на государственных заказах. Кто сказал, что это американская SpaceX? Речь идет о российской компании S7 «Космические транспортные системы» (S7 Space).
Главным событием стало решение проблемы места сборки ракет — генеральный директор S7 Space Сергей Сопов сообщил Forbes, что удалось уложиться в сроки, и в конце 2019 года намечается первый запуск с «Морского старта». Как компания планирует построить свой бизнес?
На что ставит компания S7 Space
Коммерческая космонавтика в России — предмет очень странный. С одной стороны, говорят о ней часто, надежды возлагают большие. С другой стороны, игроков на рынке раз, два и обчелся, а уж тех, кто может похвастаться серьезными инвестициями и продуманной стратегией, и вовсе днем с огнем не найти.
Самым серьезным игроком на рынке коммерческой космонавтики в России можно считать компанию S7 Space, дочернее предприятие компании S7. Она сделала крупнейшие для нашей страны инвестиции в космонавтику — приобрела «Морской старт» и заказала первую партию ракет, что обошлось ей в $150 млн. После закрытия сделки в марте 2018 года она несет расходы по обслуживанию комплекса: компании Sea Launch оно обходилось в $25 млн, S7 Space планирует оптимизировать сумму, но она все равно останется существенной. И это только начало: компания уже начала вкладываться в персонал, инженеров и технические работы по созданию новых ракет и космических аппаратов.
Первые доходы компания S7 Space планирует получить, запуская спутники по проекту «Морской старт», прежде всего на геостационарную орбиту. Возможность перевести пусковую платформу Odyssey в экваториальную зону позволяет повысить максимальную массу выводимых спутников по сравнению с пусками с космодромов, расположенных севернее или южнее: чем ближе к экватору, тем больше скорости Земля «добавляет» ракете при старте.
При этом Сергей Сопов считает, что именно грузоподъемность ракеты во многом определяет размеры и вес запускаемых космических аппаратов: «Основные производители спутников в настоящее время «заточены» под возможности вывода. Есть возможность выводить на геостационарную орбиту 3,5 тонны, вот они и создают космические аппараты под эти параметры. Вы только предоставьте такую возможность».
Для того, чтобы доставить схожий по весу груз на геостационарную орбиту при использовании более северного космодрома, приходится использовать тяжелую ракету-носитель «Протон». С Байконура и с применением разгонного блока «Бриз-М» он выводит на геостационар до 3,7 тонн, — правда, это и стоит дороже.
Насчет клиентов компания S7 Space не волнуется. Сергей Сопов считает, что четыре запуска в год, которые необходимы для безубыточной работы, компания найдет себе всегда. Даже если цена будет выше, чем у SpaceX, найдутся заказчики из «хвоста очереди», которым важнее сроки, чем небольшая разница в цене. Он напоминает: «В истории ракетной техники еще не было такой ситуации, чтобы произведенная ракета-носитель лежала на складе и не нашла себе спутника». Тем более, что пусковой конвейер, как у Маска, компания устраивать просто не собирается: технологическая возможность комплекса «Морской старт» ограничена логистикой. Для каждого старта требуется переход пусковой платформы в точку пуска на экваторе и возвращение в порт Лонг-Бич (США) для подготовки к следующему пуску.
«Поставлю я цену ниже, чем у Илона Маска. И что? Придут ко мне все его клиенты, и что я буду делать? Их тридцать, а у меня ограничение шесть пусков в год», — объясняет Сопов свое нежелание демпинговать. В результате компания планирует продавать свои пуски по $62-72 млн за старт, при стоимости услуг Илона Маска в $61,5 млн.