Жажда альтернативы
«Сады Придонья» первыми в России запустили массовое производство растительного молока, чтобы отвоевать 15% рынка у традиционной молочки
В конце 2016 года в штабе компании «Сады Придонья» под Волгоградом проходило совещание под грифом «сверхсекретно». За закрытыми дверями президент Андрей Самохин, завпроизводством, технолог и руководители маркетинговой и финансовой служб обсуждали новый проект. Почти 20 лет компания занималась исключительно соками и пюре из овощей и фруктов, а теперь решилась производить растительное молоко из овса. «Мы готовились не просто к запуску новой категории, а к выходу на новый для страны рынок альтернативы молоку, где нас обязательно будут копировать», — объясняет Самохин.
Следующий год был непростым: баснословные траты на оборудование, тысячи литров отходов в поисках идеального вкуса и цвета напитка. В ноябре 2017-го с конвейера вышли первые 42,5 т овсяного напитка Nemoloko. Весной 2018-го новинка появилась на полках магазинов крупных сетей — «Ашан», «Лента» «Дикси», Fix Price. В планах Самохина составить конкуренцию традиционной молочке. На это у него уже ушло около €20 млн, но фруктовый магнат не намерен останавливаться.
Молочная замена
Основатель и глава одного из крупнейших в Европе переработчиков растительного сырья «Садов Придонья» Андрей Самохин всегда хотел быть первым на рынке. «Третье место меня категорически не устраивает», — признавался он Forbes пять лет назад. От других игроков рынка его отличает собственная сырьевая база — около 8000 га яблоневых, вишневых, сливовых садов и овощных полей. В 2017 году холдинг выпустил 650 млн единиц готовой продукции, но компания по-прежнему уступает крупнейшим производителям безалкогольных напитков АО «Мултон» и PepsiСo. По подсчетам Российского союза производителей соков, «Сады Придонья» занимают около 11,3% рынка.
Выход в категорию dairy alternatives (альтернативы молочной продукции) совпал с несколькими факторами. Во-первых, вследствие кризиса конца 2014-го в России в 2015 году сразу на треть сократилось производство соков. Coca-Cola и PepsiСo закрыли часть заводов, а покупатели стали потреблять более дешевые сокосодержащие напитки. В «Садах Придонья» говорят, что падения тогда не заметили, хотя, согласно отчету компании, в 2015 году динамика по сокам была нулевой. «Мы не упали, потому что осталось поле для развития. Было куда расти», — объясняет Самохин. С 2015 года он не отказался ни от одной из запланированных инвестпрограмм и даже открыл новый комплекс по переработке яблок в Саратовской области. Чуть позже «Сады Придонья» вывели на рынок фруктовые и овощные коктейли со злаками «Easy Смузи». «Есть у нас такая тенденция: ежегодно внедрять что-то инновационное — формат упаковки, продуктовую линейку, технологическое оборудование», — говорит Ирина Самохина, вице-президент по стратегическому развитию. В 2016 году подчиненные Самохина предложили расширить ассортимент «парочкой напитков» из dairy alternatives, что не на шутку раззадорило начальника: это отдельный рынок, который отсутствует в России, и его нужно немедленно завоевывать.
Он признается, что и сам давно об этом думал. Самохин вспоминает случай в шведском супермаркете, куда он однажды случайно заглянул во время командировки. «Обычный покупатель набирал в корзину продукты, среди которых было и обычное молоко, и растительное. Он даже не задумался, не читал состав, не разглядывал упаковку. Взял с полки и пошел дальше!» — восклицает президент «Садов Придонья». Он хотел, чтобы его соотечественникам покупка такого продукта давалась так же легко, как и шведу, и бельгийцу, и американцу.