Руководитель печатной мастерской знает о печати все и знаниями делится

Seasons of lifeДизайн

Энциклопедия

В печатной мастерской «Пиранези Lab» можно поработать с такой же бумагой, на которой рисовал Леонардо, делал гравюры Дюрер или Джованни Пиранези, мастер «бумажной архитектуры». Руководитель мастерской Алексей Веселовский сам — как книга — знает о печати все и знаниями делится

Текст Катерина Дронова
Фото Роман Ерофеев

Фотоакварель, гуммиарабик, линогравюра, декельный край — то, о чем говорит Алексей, для неофита звучит как шифровка. Послание в бутылке, вдавленное в бумагу через плотный слой фетра. Мы в большом трехуровневом пространстве, здесь пахнет растворителями, краски стоят по цветам, много машин и везде бумага. Листы лежат на стеллажах, на выдвижных полках, готовые работы висят на стенах без стекла и рам. «Это современная тенденция — выставлять графику просто так: посмотрите, какая бумага, ее хочется трогать. Стекло убивает половину впечатления», — рассказывает Алексей.

«Первое училище я заканчивал по отделению промграфики, тогда не было слова «дизайнер». Долго занимался дизайном, потом меня унесло в полиграфию, у меня была своя фирма. И в какой‑то момент начал задумываться, зачем это все нужно: вся продукция, которую мы производим, живет, как штурмовой танк — 30 секунд боя и сгорел. На упаковку никто внимания не обращает, она сразу идет в помойку, газеты, журналы, листовки проживают чуть дольше. И мне стало странно множить сущности, которые никому не нужны. Захотелось делать вещи более осмысленные, более долгоиграющие. Не факт, что они будут храниться вечно, но есть шанс, что они останутся и их будут бережно рассматривать. Я продал свое дело и открыл «Пиранези Lab» — мастерскую художественной печати». Алексей показывает на просвет один лист за другим. Тонкие, как пергамент, невесомые, плотные, шершавые и мягкие, как ткань, грубые матовые поверхности и листы холеные, похожие на шелк, с сатиновым отливом. Серо-сажевые, карамельные, цвета сливок, желтовато-песочные, холодные белые и теплые белые.

«Целлюлозу добывают из дерева или из волокон растений: хлопок, конопля, рисовая солома. Древесная целлюлоза — коричневая по цвету и более короткая, более жесткая, менее пушистая. Чтобы ее отбелить, сделать эластичной и плотной, применяют специальную химию, хлоросодержащие компоненты. Такая бумага со временем окисляется, поэтому газета, которой больше 20 лет, хрупкая, а 100-летняя газета рассыпается в пыль.

Хлопковая целлюлоза белая, потому что сам хлопок белый, волокно хлопковое более длинное. Соответственно, из такой пульпы бумага получается белого цвета с натуральным оттенком, ее не нужно отбеливать. Бумага, на которой рисовал Леонардо, хлопковая — она до сих пор сохраняет свои физические свойства. Поэтому все художественные произведения делаются именно на хлопковой бумаге. Вот, например, лист — это итальянская фабрика, первая в Европе фабрика, основана в 1283 году. На похожей бумаге мог делать гравюры Дюрер.

Сейчас хлопковую бумагу делают из вторсырья, из тряпок, это экологично. Листы имеют так называемый декельный край — это край отлива, он неровный. И в печатной графике его положено сохранять, он живой, он говорит, что это правильная бумага.

Вот, например (поднимает лист к окну) индийские бумаги — они не очень хорошо выделаны, не очень однородные, жесткие. Здесь огрызки японской бумаги, это ручная работа, из волокна коры тутового дерева козо, очень плотная, сделана без клея. Чтобы древесное волокно привести в такое состояние, его варят, отбивают, чешут, чего только не делают. Это (берет следующий лист) «китаката»: с одной стороны гладкая, проклеенная квасцами и желатином. Вот, например, тоже всевозможные японские бумажки, тонированные в массе углем или сажей. А это «шу сюань» — китайская бумага, которую иногда называют рисовой (туда действительно добавляют волокна из рисовой соломы).

Они все под разные задачи, разных видов печати, разных способов изготовления.

С восточными бумагами довольно сложно работать, они дорогие, капризные, к ним надо приноровиться». Алексей берет металлическую пластину с еле заметным рисунком, тщательно втирает в нее краску, отвечает на вопросы за работой.

На стенах — работы учеников и художников, которые приходят в мастерскую, чтобы воплотить свои идеи.

Печатник может быть художником?

Исторически печатная графика — это репродуцирование и воспроизведение объектов, например живописи. А современная печатная графика — это самостоятельное искусство, самостоятельный медиум, в котором художник не копирует, а производит. Но не все это понимают, часть художников к нам приходит, чтобы воспроизвести и растиражировать, а часть — за определенными инструментами. Интереснее, конечно, работать со вторыми.

А много таких — вторых?

Не много, но есть. Раньше всех графиков в обязательном порядке обучали печатным технологиям — линогравюре, литографии, шелкографии — это было must have. В Америке и Европе это является обязательной дисциплиной, ты не можешь стать мастером без этих знаний. Но у нас уровень образования довольно низкий. Ручной труд уходит — если 30 лет назад еще можно было найти гравера, который по рисунку или изображению возьмется награвировать форму для высокой печати, то сейчас таких людей я уже не знаю.

Вы ведь сами преподаете.

Да, преподаю в «Вышке» (Высшая школа экономики), в Школе дизайна, печатную графику. В этом году запустил курс магистратуры по печатной графике. Занимаются студенты здесь в мастерской, потому что в школе нет пока условий.

Русскую графику или иллюстрацию знают за границей?

В сентябре я ездил в Испанию на выставку печатной графики в городке Сантандер на Бискайском заливе — Атлантика, красота, осьминоги… Это одна из самых больших всемирных конференций: 500 человек — преподаватели, деканы, ректоры, ведущие школы. Плюс художники. И я один из России. Интерес к России большой — поднимаешь руку, говоришь, что ты русский, все внимание сразу к тебе. Но наши художники далеки от мирового табеля, даже классики. Авангард для них существует, да: Родченко, Малевич, Шагал. Но из современных никого.

Может быть, ваши ученики туда шагнут. Что они вам дают?

У них совершенно другой взгляд на мир, другой фокус, и то, на что я обращаю внимание, они не замечают, и наоборот. Новые ощущения, новый способ восприятия. Когда я смотрю на работы своих учеников, это тоже школа. Вот они тебе выкладывают листы, и ты должен что‑то сказать. Иногда это так плохо, что сказать нечего, а бывает так хорошо, что думаешь: как же сформулировать так, чтобы человек не зазнался и не остановился на этом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
Дольщики зависли без страховки Дольщики зависли без страховки

Чиновники забыли о стройках, которые еще продолжаются на средства дольщиков

Эксперт
Хорошее время зима Хорошее время зима

Как прожить время до Рождества без суеты и марафона по магазинам и утренникам

Seasons of life
Президент за рулем. Как прошел ралли-рейд в одной из самых закрытых стран мира Президент за рулем. Как прошел ралли-рейд в одной из самых закрытых стран мира

В Туркменистане прошел международный ралли-рейд

Forbes
«Кровавая» работа природы и врачей «Кровавая» работа природы и врачей

Как можно избежать осложнений при переливании крови

Наука и жизнь
Ух ты! 19 ультракоротких фактов, которые перевернут представление о мире Ух ты! 19 ультракоротких фактов, которые перевернут представление о мире

Факты, многие из которых ты узнаешь впервые

Playboy
Ностальгия по Мадонне Ностальгия по Мадонне

Отправляемся тосканским маршрутом Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры

Seasons of life
Двигатель энергореволюции-2 Двигатель энергореволюции-2

Тольяттинский изобретатель отказался продавать технологию западным корпорациям

Эксперт
Тест и обзор Google Pixel 3: звездный камерофон от Google Тест и обзор Google Pixel 3: звездный камерофон от Google

Новый смартфон от Google очень хорош, а отличные параметры оправдывают цену

CHIP
Тайна трех пилье Тайна трех пилье

Только треть швейцарцев получают максимальную пенсию по старости

Огонёк
Надежда Михалкова — о своем режиссерском дебюте и о том, почему не брала на него денег у отца Надежда Михалкова — о своем режиссерском дебюте и о том, почему не брала на него денег у отца

Актриса Надежда Михалкова меняет профессию

Esquire
Как простить отца: личный опыт психолога Как простить отца: личный опыт психолога

Считается, что взрослые дети легче переживают расставание родителей

Psychologies
8 идеальных коктейлей, которые обязан попробовать каждый новичок 8 идеальных коктейлей, которые обязан попробовать каждый новичок

Список коктейлей для первого свидания с баром

Playboy
«Причина бесплодия в голове» «Причина бесплодия в голове»

В 90% случаев причины бесплодия психологические

Psychologies
Биологические мотивы: вежливости нас научили не родители Биологические мотивы: вежливости нас научили не родители

Отрывок из книги Роберта Сапольски, посвященный вежливости и устройству мозга

Forbes
«Звоните Джейн»: подпольная сеть абортариев «Звоните Джейн»: подпольная сеть абортариев

Группа женщин, которые делали подпольные аборты между 1969 и 1973 годами

Cosmopolitan
Роман со сроком годности Роман со сроком годности

Зима – это идеальный период для «сезонных» отношений

Cosmopolitan
Настойка женьшеня: инструкция по применению для мужчин (выпей ее уже) Настойка женьшеня: инструкция по применению для мужчин (выпей ее уже)

Как принимать настойку женьшеня для здоровья мужчинам?

Playboy
Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить Почему сексизм в рекламе так сложно искоренить

Почему 7 из 10 женщин чувствуют, что реклама делается не для них

Forbes
Где провести новогодние каникулы 2019? 10 мест от путешественников Где провести новогодние каникулы 2019? 10 мест от путешественников

Мы все за вас уже разузнали, вам остается только поехать

Playboy
Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире Не китайская, но тоже Великая стена и еще 9 вторых по уникальности вещей в мире

Не менее важные и уникальные древние сооружения и географические объекты

Maxim
Почему в 2018 году вам все еще нужны запонки? Почему в 2018 году вам все еще нужны запонки?

Зачем носить запонки, если давно изобрели манжеты на пуговицах?

GQ
3 причины провести семейный отпуск в Абу-Даби 3 причины провести семейный отпуск в Абу-Даби

Три веские причины показать себе и детям Абу-Даби

Psychologies
«Перехват», «Гроза», «Эдельвейс» и еще девять планов МВД, о которых ты не подозревал «Перехват», «Гроза», «Эдельвейс» и еще девять планов МВД, о которых ты не подозревал

Что это за планы такие и сколько их вообще?

Maxim
6 фильмов, которые разорили своих создателей 6 фильмов, которые разорили своих создателей

6 фильмов, которые разорили своих создателей

Maxim
Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Таймлайн, раскрывающий ключевые вехи в отношениях Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Esquire
Отложенный протест Отложенный протест

Но митинги по социально-экономическим проблемам могут вернуться с новым размахом

Эксперт
Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой» Сергей Исаев: «От поклонниц отбиваюсь женой»

Сергей Исаев признался, что будет делать после ухода из команды

StarHit
Потому что могу: 8 причин, почему тебе нужно купить iPhone XR Потому что могу: 8 причин, почему тебе нужно купить iPhone XR

Сегодня iPhone — это не просто яркий аксессуар, это почти образ жизни

Cosmopolitan
Шалом, отпуск! Шалом, отпуск!

Соединить все в одном путешествии можно в Израиле

StarHit
Открыть в приложении