Валентина Ватрак: «На удаленке разрываются эмоциональные связи»
Всеобщий переход на удаленку не привел к потере управляемости, которой так боялись многие руководители. Но все-таки усложнил жизнь сотрудникам и их лидерам. Дефицит личных контактов может сказываться на эффективности работы и привести к выгоранию, считает директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «МегаФона» Валентина Ватрак. В интервью РБК она рассказала, как наладить дистанционную коммуникацию с командой и стоит ли крупному бизнесу использовать гибкие методологии в новых условиях.
Ускоренное выгорание
РБК У сотрудников компаний много жалоб по поводу дистанционки. Какие проблемы самые острые с точки зрения HR?
В.В. Я вижу несколько основных вызовов, с которыми мы все сегодня столкнулись. Первый связан с коммуникациями. Встречи стали длиннее, они отнимают больше времени. К примеру, на видеоконференциях люди часто начинают говорить все вместе, а потом долго решают, кто начнет первым.
Сам по себе переход в онлайн приводит к потере скорости. Раньше многие вопросы можно было решить, сходив с коллегой на кофе или столкнувшись с ним в лифте. Сейчас нужно заранее назначить встречу, согласовать календарь, и это становится проблемой, если решение нужно здесь и сейчас.
Вдобавок у нас появляется эмоциональная слепота. Когда ты общаешься в онлайне один на один, то видишь, как собеседник реагирует, вовлечен он или расстроен. А если на экране 10–15 человек плюс несколько участников с выключенным видео, то мы вообще не понимаем, как наши слова влияют на коллег на другом конце канала.
И такая эмоциональная слепота потом сказывается на эффективности работы.
РБК Правда ли, что на удаленке сотрудники выгорают быстрее?
В.В. Да, и это еще один серьезный вызов. Люди назначают себе множество встреч, думая, что раз никуда не надо ехать, то можно провести важные переговоры и в семь, и в восемь вечера. При этом другие задачи идут друг за другом практически без перерыва. Раньше сотрудники могли переключиться и отдохнуть хотя бы по дороге из одной переговорной в другую. А сейчас такой возможности нет. В результате человек быстро устает и теряет ресурсное состояние. Поэтому мы рекомендовали своим сотрудникам делать хотя бы пятиминутные перерывы между задачами.
Дефицит личных контактов осложняет дело. В обычной ситуации лидер может похвалить сотрудника или спросить, что его беспокоит. Личное общение предусматривает передачу энергии, которая не происходит через экран. Людям начинает казаться, что то, что они делают, никому не нужно и не поощряется. На удаленке эмоциональные связи разрываются, и это приводит к выгоранию.
РБК Как можно с этим бороться?
В.В. Нужно развивать лидеров команд, помогать им справляться с этим вызовом. Для сотрудников на лидерских позициях мы еще весной сделали курс «Управляй на расстоянии» с базовыми рекомендациями. У нас также появился курс с цифровыми инструментами, которые помогают сделать команду эффективной. Совсем недавно вышел еще один курс — «Один на один». Он учит руководителей проводить вдохновляющие встречи для членов своей команды, чтобы помочь им избежать выгорания.
Харизма vs чуткость
РБК В чем заключаются основные рекомендации для лидеров?
В.В. Самое главное — слушать и слышать. Управляя людьми на удаленке, нужно регулярно и собирать всю команду, и общаться с каждым один на один, проговаривать вопросы целеполагания и приоритизации.
Например, одна из руководителей в моем подразделении каждый день встречается со своей командой из восьми человек в режиме онлайн за утренним кофе. Это очень объединяет и дисциплинирует.
Несколько форматов для общения с руководителями мы организовали на уровне компании. К началу осени, когда стало понятно, что удаленка — это всерьез и надолго, мы запустили регулярные встречи «Кофе с лидером». Они дают возможность неформально пообщаться с лидерами направления в онлайне за чашкой кофе.
Еще один формат — «Ресторан высокой кухни» — мы проводим в офлайне с участием топ-менеджеров. Тестируем на COVID-19 всех приглашенных и организуем мероприятие со здоровой едой в офисе. Самая частая реакция, которую мы наблюдаем, — это «О боже! Люди! Наконец-то!»
РБК Меняются ли требования к самим лидерам в условиях удаленки? Нужна ли им, например, харизма для дистанционного управления командами?
В.В. Каждый лидер берет чем-то своим. Есть не очень харизматичные, но чуткие и поэтому эффективные руководители. На мой взгляд, одно из главных лидерских качеств сегодня — это эмоциональный интеллект. Руководитель должен понимать людей, слышать то, что не сказано, уметь найти подход к каждому человеку. Даже когда люди сидят в одной комнате, они многого не видят, наблюдая за двумя собеседниками. А как все это увидеть в онлайне?
У лидеров мы активно культивируем это качество — уметь видеть
РБК Какие HR-функции подлежат цифровизации и автоматизации в первую очередь?
В.В. Самое муторное и скучное направление — кадровый документооборот. Бумажные заявления на отпуск, трудовые договоры, регламенты, ознакомления с локальными нормативными актами... Когда меня принимали на работу в «МегаФон», то стопка документов на подписание была высотой 43 см.
Конечно, как экологически ориентированная компания, мы хотели сберечь деревья и избавиться от этого бумажного потока.
Поэтому первое, что сделали, — это ввели ознакомление сотрудников с нормативными актами цифровым способом, с помощью юридически значимой цифровой подписи. Сейчас в «цифре» у нас оформляется 38% кадровых документов, но до конца года мы хотим приблизиться к показателю 70%.
Еще одно направление для перевода в «цифру» — подбор персонала. Сейчас уже есть инструменты для поиска и отбора резюме, обзвона кандидатов, приглашения их на работу, и мы их уже давно применяем с нашим партнером — компанией «Пикта».
Также мы используем системы распознавания и автозаполнения различных анкет и форм. Когда операторы вносят данные из паспорта и других документов, то примерно в 30% случаев они делают ошибки. «Умная» машинка нашего партнера Nlogic дает качество распознавания на уровне 95–98%.
РБК А какие HR-процессы автоматизировать труднее всего?
В.В. Наиболее сложная сфера для автоматизации — это обучение и развитие. В нашей компании работают 34 тыс. сотрудников. Среди них много людей на массовых позициях, которые хотят и могут расти, повышать свою квалификацию.
Сейчас мы запускаем в биллинговом подразделении — а это 500 человек — новый проект и делаем для сотрудников кнопку «Хочу вызова». Нажав ее, можно узнать, какие роли более высокой квалификации есть в этой функции и какие курсы нужно пройти, чтобы занять ту или иную позицию.
Подобные инструменты позволяют проектировать свой профессиональный маршрут и последовательно по нему двигаться. И одновременно показывают человеку, что он важен для компании, и даже в непростой период может заниматься повышением своей квалификации.
Иерархия или гибкость
РБК Стоит ли компаниям внедрять гибкие методологии по работе в новых условиях?
В.В. Безусловно, в компаниях всегда есть элементы, где гибкая методология неприменима. Например, сотрудникам контактного центра необходимы четкий скрипт и регламент. Но гибкие подходы отлично работают на уровне компании в целом. Для меня это в первую очередь счастье клиента, акционера и сотрудника.
Второе — это достижение большего меньшими ресурсами. Мы не вкладываемся в то, что не принесет клиенту счастья, отказываемся от ненужного и фокусируемся на главном.
Эти принципы мы пытались внедрять на уровне отдельных команд. Но в конце концов стало понятно, что надо изменять компанию целиком.
РБК Как это выглядело на практике?
В.В. Мы начали с себя, с членов правления. Самое кардинальное изменение было связано с системой целеполагания и отчетности. Раньше у нас была годовая система целей, теперь мы в рамках больших годовых целей определяем квартальные ключевые результаты. В рамках квартального обзора каждое направление два раза в месяц (один раз устно, один раз письменно) рассказывает о своем продвижении и эскалирует блокирующие факторы для их разрешения.
Более короткое целеполагание помогает отвечать на вызовы времени, четко распределять ресурсы и разрабатывать корректирующие действия.
РБК Гибкие методологии означают отказ от иерархии. Насколько крупные компании к этому готовы?
В.В. Трансформационные проекты — это всегда боль, люди защищаются и сопротивляются. Но если ты хочешь показывать эффективность на таком сложном рынке, как наш, то придется пройти этот путь и сделать структуру компании плоской.
Валентина Ватрак работает директором по корпоративному развитию и управлению персоналом «МегаФона» с февраля 2018 года. До этого занималась организационным развитием бизнеса и HR в таких компаниях, как «ТНК-BP Менеджмент», «Интегра», Rambler&Co и международной сети отелей AZIMUT. Имеет три высших образования по специальностям «лингвистика и межкультурная коммуникация», «менеджмент» и «международные отношения».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl