Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Сегодня мы поговорим о дизайнере и о том, с чего началось сотрудничество японских дизайнеров с большими спортивными брендами. В середине 2000-х самыми желанными дизайнерскими коллаборациями с японцами были adidas Y-3 от Ёдзи Ямамото, в 2010-х — партнерские пары Comme des Garçons с разными брендами (как Nike и Converse, так и ASICS) и sacai × Nike. Но дорогу для мэтров проложил Ясухиро Михара, доказав, что японский подход к созданию кроссовок востребован по всему миру.
Страсть японцев к собственным версиям культовых продуктов не секрет для интересующихся модой. В сфере обувного производства реконтекстуализацией уже существующих силуэтов занимались и занимаются A Bathing Ape, Hender Scheme, visvim, Reproduction of Found и множество других брендов. Основатель Bape и Human Made, ныне креативный директор Kenzo Томоаки Нагао (Nigo) так выражался об этом явлении в собственных брендах: «Японская уличная культура всегда строилась на интерпретировании — конвертации старого в новое без потери души».
Герой этого материала — Ясухиро Михара, основатель Maison Mihara Yasuhiro. Его линия кроссовок с трибьютами культовых Vans, Converse, adidas, New Balance начали появляться с 2019 года под названием OG Sole, и в последнее время они набирают популярность — на улицах эти пары с гипертрофированными подошвами появляются все чаще, особенно на самых молодых покупателях. Можно порадоваться, что «внутренний», а не коллаборационный продукт бренда достиг такой узнаваемости. Успех этот совсем не случаен, хотя удача и сыграла свою роль. Прототип самой первой модели линии был создан в программе 3D-моделирования (CAD) и вылеплен из глины. Работа руками, ремесленное мастерство, отношение к продукту как к произведению искусства — все это привело Ясухиро к мировой известности и, кажется, навсегда оставило в истории кроссовок, обуви и моды в целом.
Вот несколько опорных точек его биографии. Уроженец Нагасаки в 1992 году в 20-летнем возрасте поступил в токийский Университет искусств Тама (именно его окончил Иссэй Миякэ) на факультет искусства костюма и текстиля. Цели стать дизайнером у него еще не было: пойти на компромисс пришлось, потому что вступительные экзамены на желаемом для нашего героя факультете искусств были значительно сложнее. Одновременно с учебой Ясухиро подрабатывал на токийских обувных фабриках, где помогал чем мог. Сначала прилаживал бирки и занимался другими мелкими поручениями, потом некоторые сотрудники производства шаг за шагом раскрывали последовательность действий своей работы и тонкости конструирования. Юный энтузиаст даже побывал в Великобритании по обмену, где изучал изготовление колодок и особенности работы на кожевенных фабриках. Выразить накопленные знания в чем-то материальном Ясухиро смог через собственную марку обуви archi doom, созданную в 1996 году. Поначалу обувь шилась по принципу «я тебя слепила из того, что было», то есть из подручных материалов и обрезков кожи. Интерес к причудливым формам и замысловатым техникам проявился уже в дебютных работах.
В следующем, 1997 году наш герой получил университетский диплом и переименовал бренд в Mihara Yasuhiro. Вновь обратим внимание, что дизайнера зовут Ясухиро Михара, но в названии бренда места имени и фамилии изменены. Этот совет, как и сменить нейминг с archi doom на «паспортные» данные дизайнера, ему дал сооснователь и креативный директор United Arrows Хирофуми Курино. В 1998-м открывается компания Ясухиро Sosu и первый бутик Sosu Mihara Yasuhiro в столичном квартале Аояма. Sosu в японском языке имеет значение, близкое к русскому «неправильность», и это во многом характеризует дизайн японца. Еще годом позднее он участвует в Токийской неделе моды с полной коллекцией одежды. Новые ретейл-пространства продолжили открываться. Бодрый старт Ясухиро в индустрии привел его к главной теме этого рассказа — сотрудничеству с Puma, которое стартовало в 2000-м и продлилось целых 15 лет. Сотрудничество началось за два года до запуска линейки adidas Y-3, созданной в кооперации с Ёдзи Ямамото, — эта линия существует по сей день.