Мы считаем, что интернет создан ради нас, но на деле его пользователи — боты

РБКHi-Tech

Боты против уток. Сможет ли искусственный интеллект избавить соцсети от Fake News

Автор: Максим Момот

Мы считаем, что интернет создан ради нас, но на самом деле основные его пользователи — уже давно боты. Так, согласно исследованию компании Imperva, занимающейся вопросами кибербезопасности, еще в 2016 году число посещений сайтов программами, созданными для различных целей, превысило количество их просмотров людьми. В чем похожи и те и другие, так это в своей неразборчивости к распространяемой информации.

Люди то и дело перепощивают в соцсетях сообщения, которые считают правдой, потому что они их пугают или, наоборот, радуют. Примерно то же самое, но в целях пропаганды, делают боты — например для выведения недостоверных публикаций в топ новостей. Положить этому конец обещают разработчики платформ, способных в полуавтоматическом режиме отслеживать лживый и оскорбительный контент. Впрочем, деятельность этих платформ сама по себе поднимает моральную проблему — где разница между правдой и пропагандой?

В поисках истины

Трудно поверить, но одни из главных потенциальных клиентов платформ автоматического фактчекинга — рекламщики. «Исследования показывают, что 80% пользователей избегают покупок у брендов, присутствующих рядом с радикальным или опасным контентом», — отметил в комментарии РБК основатель и CEO нидерландского стартапа Adverif.ai Ор Леви. Компания разработала алгоритм FakeRank, позволяющий выявлять фальшивые новости. А это, в свою очередь, дает брендам возможность не размещать свою рекламу рядом с такими сообщениями в соцсетях.

Пример фальшивой новости, рядом с которой серьезному рекламодателю вряд ли захочется увидеть свои объявления, — сообщение о том, что покончившего с собой в американской тюрьме (согласно официальной версии) финансиста Джеффри Эпштейна видели живым после его смерти. FakeRank поставит такой новости высокий индекс недостоверности и не допустит размещения рядом с ней рекламных сообщений, утверждают в компании.

По словам Ора Леви, наиболее эффективный способ определения фальшивых новостей — это имитация процесса человеческих умозаключений. «Невозможно вручную проверять каждый фрагмент контента соцсетей, — говорит он. — Однако некоторые задачи, которые выполняют журналисты и люди, профессионально занимающиеся проверкой фактов, могут быть автоматизированы, что поможет увеличить масштабы этой работы».

Если ложные сообщения, которые намеренно распространяют боты, легко отловить обычным поиском (ведь тексты дословно повторяют друг друга), то фейковые новости, которые разносят люди, могут циркулировать в отличных друг от друга вариациях. Поэтому алгоритм FakeRank использует обработку естественного языка. Вердикт о ложности информации он выносит, сравнивая тексты в соцсетях и форумах с утверждениями из достоверных источников, например ведущих СМИ. Adverif.ai продает доступ к FakeRank рекламодателям, рекламным сетям и СМИ.

По схожей модели работает и лондонская компания Factmata. Как рассказал в комментарии РБК ее основатель и CEO Друв Галати, в основе технологии, которую они используют, лежит классификация текстов по различным категориям риска — оскорбления, угрозы, расистские заявления и так далее. Обнаружив в какой-либо публикации фрагменты, содержащие опасный контент, алгоритм отслеживает их перепосты и цитирование другими пользователями. Чтобы улучшить работу алгоритмов, компания сотрудничает с журналистами, исследователями и общественными организациями.

Впрочем, Factmata отлавливает не только оскорбления и угрозы: стартап, сумевший привлечь $3 млн инвестиций, утверждает, что ему удалось создать систему оценки онлайн-контента на достоверность и нормы морали. Ложь для Factmata — понятие многомерное: в частности, система оценивает в процентах вероятность того, имеет ли текст политическую ангажированность, не призывает ли к насилию и не является ли заголовок материала кликбейтным (то есть намеренно не соответствующим содержанию текста и нацеленным лишь на то, чтобы на него кликнули).

Как считает Галати, компании, которые борются с недостоверными сообщениями, могут помочь, помимо брендов, и модераторам контента. Еще одна цель — предотвратить монетизацию таких недостоверных новостей, которая может происходить, например, через продажу рекламы на желтых сайтах, зарабатывающих популярность тиражированием уток.

Выявлять фальшивые новости, которые распространяются в рамках заказных информационных кампаний, можно не только изучая их содержание. Другой способ — отслеживать скоординированное поведение ботов, продвигающих эти новости. Такую технологию разработала компания Logically, привлекшая $12,7 млн инвестиций (ее офисы расположены в Великобритании и Индии, также открывается представительство в США). Как рассказали РБК в пресс-службе компании, для определения первоисточника недостоверных сообщений Logically использует интеллектуальную поисковую систему. Она может отследить, кто именно первым запустил в сеть недостоверную информацию — в том числе вирусные видео. А вот проверку содержимого публикаций Logically решила не отдавать полностью на откуп алгоритмам — этим занимаются в том числе эксперты-люди.

Детектор лжи

На смену фальшивым текстовым новостям идут более изощренные подделки, основанные на технологии дипфейк, позволяющей накладывать одно видео на другое при помощи ИИ. Нетрудно представить, к каким проблемам может привести, например, подделка видеовыступлений глав государств. «Превращение дипфейков и синтетических медиа («роботизированных СМИ», в которых контент создается или модифицируется алгоритмами. — РБК) в оружие уже вошло в число главных угроз будущего с точки зрения кибербезопасности», — отметил в комментарии РБК Кристоф Сабо, CEO и сооснователь датской компании Defudger, занимающейся выявлением дипфейков. По его словам, по мере распространения таких технологий люди будут все сильнее теряться в лабиринте подлинных и сфальсифицированных материалов (подробнее о дипфейках — в другой статье в данном номере).

Если недостоверность видео и изображений может быть доказана чисто технически и у результатов такой проверки вряд ли может быть политический уклон (если разоблачаться будут фейки разных политических групп, а не исключительно одной), то с оценкой текстов все сложнее. «Сама идея, что есть нечто, называемое фактчекингом, и что это заменит журналистику и редактуру, и политику, и аргументацию, и субъективные решения, всегда было химерой, но это так привлекательно для индустрии технологий», — отмечал колумнист The New York Times Бен Смит. То есть оценка текстам в конечном счете все равно будет даваться людьми, что опять может вызвать подозрения в необъективности.

Как рассказал в комментарии РБК сооснователь российского сервиса Fakecheck Дмитрий Казьмин, в его компании проверки достоверности публикаций проводятся именно вручную. «ИИ сейчас может эффективно находить хейтспич, токсичные слова и картинки», — рассказывает он. По мнению Казьмина, ИИ может сильно упростить проверку, взяв на себя механическую работу, но не способен полностью заменить человека, поскольку не учитывает все нюансы текста. К тому же автоматическая проверка текстов пока совершенствуется в основном для англоязычных источников. «Все продукты с анализом текста и робожурналистикой на английском сильно опережают аналогичные продукты на русском языке, — говорит Дмитрий Казьмин. — Поэтому автоматизация русскоязычных сервисов отстает».

В качестве примера анализа, который проводит Fakecheck, можно привести опубликованный на сайте компании разбор поста в «Яндекс.Дзен», в котором со ссылкой на выдуманное сообщение «РИА Новости» утверждалось, что со 2 ноября 2020 года в Москве по решению мэра Сергея Собянина вводится пропускной режим. Чтобы опровергнуть эту информацию, Fakecheck хватило трех фактов: «Агентство «РИА Новости» не выпускало такой новости. О том, что со 2 ноября в Москве начнут возвращать пропускной режим, не говорил и мэр города. Более того, Собянин и его подчиненные неоднократно в течение октября говорили, что хотели бы в этот раз избежать жестких ограничений».

Избирательный фактчекинг

Приведенный пример с проверкой поста на «Яндекс.Дзен» — это простой случай, разоблачение утверждения, которое легко опровергнуть со ссылкой на общедоступные и достоверные первоисточники. Однако когда фактчекингу пытаются подвергнуть мнения и оценки, правдивость или ложность которых совсем не очевидна, фактчекинг сам способен превратиться в инструмент политической борьбы и манипуляций общественным мнением.

Например, стоило президенту США Дональду Трампу написать в Twitter о том, что рассылка избирательных бюллетеней по почте приведет к фальсификациям на выборах, соцсеть тут же разместила под его сообщениями ссылки на публикации, в которых утверждается обратное. И это при том, что в прессе не раз появлялись сообщения о том, что эти бюллетени находят в мусорных баках и отследить их перемещения довольно сложно. Однако фактчекеров из Twitter эти данные почему-то не заинтересовали. Прореспубликанские СМИ, кроме того, обратили внимание на то, что фактчекингом высказываний руководства Демократической партии Twitter не занимается.

Другой пример избирательного фактчекинга — многочисленные сообщения о том, что предвыборный штаб Дональда Трампа во время президентской кампании 2016 года якобы находился в сговоре с российскими спецслужбами и властями. Хотя расследование спецпрокурора Роберта Мюллера не нашло доказательств подобных обвинений, сообщения об этих связях продолжают появляться в СМИ. Они почему-то не считаются теорией заговора и не удаляются из Сети и результатов поиска.

Поэтому неудивительно, что даже в США, согласно опросу Gallup, СМИ доверяют только 40% граждан. На самом деле, если присмотреться к этому опросу, ситуация намного хуже. Общий показатель 40% получается благодаря высокому уровню доверия к СМИ среди сторонников Демпартии (73%), в то время как среди независимых избирателей (не поддерживающих постоянно ту или иную партию) этот показатель составляет 36%, а среди республиканцев — всего 10%. То есть СМИ не доверяют 90% сторонников одной из двух крупнейших партий страны.

Смогут ли компании, занимающиеся борьбой с фальшивыми новостями, вернуть доверие к информационному пространству? По данным Logically, когда компания отправляет результаты своей проверки заказчикам, те, в свою очередь, делятся этими результатами примерно со 100 людьми, многие из которых видели исходную недостоверную информацию. Поэтому компания убеждена, что восстановить доверие к информации благодаря фактчекингу вполне возможно. Но что сделать, чтобы сама «проверка фактов» не превратилась в инструмент политической борьбы? По словам Дмитрия Казьмина, чтобы вызывать доверие, фактчекинговым сервисам нужно соблюдать правила качественной, объективной журналистики. «Верить на слово нам никто не должен, смотрите по делам», — советует он. И тут искусственному интеллекту снова не обойтись без помощи единственного существа на планете, понимающего разницу между правдой и ложью, — человека.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Какие навыки помогают руководить в эпоху турбулентности Какие навыки помогают руководить в эпоху турбулентности

Как управлять разновозрастными командами, чему обучать лидеров разных поколений?

РБК
Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США Гибель жены, заикание и аневризма: история Джо Байдена, нового президента США

Джо Байден – самый возрастной президент США

Cosmopolitan
ИИ учит и учится ИИ учит и учится

Как технологии искусственного интеллекта внедряются в вузах

Эксперт
Северное слияние Северное слияние

История романтического трансфера из Риги в Нью-Йорк

Tatler
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Приключения иностранцев в России Приключения иностранцев в России

Иностранцы вспоминают, как 30 лет назад оказались в новом государстве — России

GQ
Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы» Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы»

Разбираем все причины, по которым мы ненавидим сайты и приложения для знакомств

Playboy
«Почему я плету индейские мандалы» «Почему я плету индейские мандалы»

Это древнее рукоделие помогло нашей героине пережить большое горе

Psychologies
«Копирование — это не кража, а трансформация»: Уиллем Дефо — о своем провальном старте и новом фильме «Сибирь» «Копирование — это не кража, а трансформация»: Уиллем Дефо — о своем провальном старте и новом фильме «Сибирь»

Уиллем Дефо о том, почему увольнение может быть радостным событием

Forbes
Охота на должников. Несколько историй от ГИБДД о злостных нарушителях Охота на должников. Несколько историй от ГИБДД о злостных нарушителях

ГИБДД отрыла охоту на злостных неплательщиков штрафов

РБК
Как сложились судьбы главных манекенщиц СССР: нищета, суицид и одиночество Как сложились судьбы главных манекенщиц СССР: нищета, суицид и одиночество

Как сложилась судьба первых моделей СССР — от Збарской до Мироновой

Cosmopolitan
Бизнесмены 2020 года: Loóna Бизнесмены 2020 года: Loóna

Создатели приложения Loóna добились того, что другим и не снилось

GQ
Смехотерапия: хохотать, чтобы стать счастливее Смехотерапия: хохотать, чтобы стать счастливее

Заставляя себя улыбаться, мы запускаем процессы, которые делают нас счастливыми

Psychologies
Измена: как переписать сценарий предков и не повторять их ошибок Измена: как переписать сценарий предков и не повторять их ошибок

Как родительская история может влиять на супружескую измену?

Psychologies
Души черного народа Души черного народа

Как изменилась жизнь афроамериканцев после отмены рабства

kiozk originals
«Единственный способ никого не раздражать — не делать ничего интересного». Даниэль Эк, Spotify, — о времени, вдохновении и музыкальном бизнесе «Единственный способ никого не раздражать — не делать ничего интересного». Даниэль Эк, Spotify, — о времени, вдохновении и музыкальном бизнесе

Дэниэль Эк о том, как шведская медлительность проявляется в культуре Spotify

Inc.
Элементарно Элементарно

Эта калифорнийская резиденция стала подлинным гимном естественности

SALON-Interior
Ингибиторы эндоманнозидазы подавили репликацию вирусов Ингибиторы эндоманнозидазы подавили репликацию вирусов

Эти ингибиторы мешают сборке вирусных частиц

N+1
Это табу! Это табу!

7 принципов, которыми нельзя жертвовать ради мужчины

Лиза
Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость Как защитить свои личные фото и видео от слива, даже если ты не знаменитость

Как не позволить злоумышленникам взломать твой смартфон

Maxim
Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно Грубые ошибки с длиной верхней одежды: исправь их, чтобы не выглядеть безвкусно

Рассказываем обо всех нюансах, связанных с длиной верхней одежды

Cosmopolitan
«Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами «Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами

Размышления о Льюисе Хэмилтоне — чемпионе-рекордсмене «Формулы-1»

Maxim
12 приложений для развития soft skills 12 приложений для развития soft skills

Прокачайте soft skills с помощью этих приложений, и успех не заставит себя ждать

СНОБ
Союз спасения Союз спасения

Молодые герои и героини филантропии и социального бизнеса — о своих проектах

Vogue
7 фактов о Леониде Гайдае 7 фактов о Леониде Гайдае

Даже после смерти Леонида Гайдая его фильмы продолжают смешить. Феномен!

Maxim
Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз Как диагностировать и лечить боковой амиотрофический склероз

Каждые 90 минут в мире диагностируют БАС

РБК
Рыба — это геноцид. Стартап предпринимателя-коммуниста Finless Foods хочет приучить людей к веганской рыбе Рыба — это геноцид. Стартап предпринимателя-коммуниста Finless Foods хочет приучить людей к веганской рыбе

Отрывок из книги Дженни Климан «Секс без людей, мясо без животных»

Inc.
Лишний билетик Лишний билетик

Объясняем, как вернуть купленный билет и не потерять при этом деньги

Лиза
Язычники против рыцарей-монахов Язычники против рыцарей-монахов

Литовское княжество стало для Тевтонского ордена непреодолимым препятствием

Дилетант
Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне Мыльная опера королевского ранга: рассказываем о четвертом сезоне

Четвертый сезон «Короны» — 1980, Маргарет Тэтчер и принцесса Уэльская Диана

Esquire
Открыть в приложении