Президент ТК «Мистраль-трейдинг» Беслан Агрба

РБКБизнес

«Рассчитывать на импорт рискованно и ненадежно»

О влиянии изменения поведения потребителей на стратегии производителей продуктов питания РБК+ рассказал президент ТК «Мистраль-трейдинг» Беслан Агрба.

75% составляет доля отечественных круп в продукции, продаваемой под брендом «Мистраль»

родажи круп в России росли на протяжении последних шести лет (за исключением периодов резкого подорожания в 2015 году). Как развивается этот рынок?

— Потребление круп в России традиционно достаточно высокое. Например, потребление риса у нас хоть и далеко от масштабов Китая, Вьетнама и других азиатских стран, но эта культура у нас — лидер по потреблению среди круп.

При этом мы — часть мирового рынка, внутренние цены становятся близки к мировым. За последние несколько лет в Краснодарском крае восстановили рисовые чеки, повысили урожайность, вышли на другие рынки и продают по мировым ценам. Особенно активно продают рис-сырец в Турцию.

Если раньше, импортируя рис, мы понимали, что местное сырье будет всегда дешевле, то за последние десять лет цены сравнялись. И сильно зависят от валютного курса. Девальвация рубля в 2014–2015 годах привела к росту цен на рис, что стало ключевой причиной снижения продаж.

Вторая по потреблению — гречка. И оттого что греча становится на 50% дороже, а в 2015 году из-за неурожая крупа и на все 100% дорожала, россияне в два раза меньше гречки потреблять не стали. Они немного сокращали потребление: покупали более дешевую, может быть, чуть хуже качеством продукцию. В этом году большой урожай гречки, цены снизились в два-три раза.

Но изменение покупательной способности в значительной степени зависит не только от эластичности по цене, но и от устойчивых потребительских предпочтений.

При этом рынок круп в России можно назвать зрелым: даже в период профицита предложения и снижения цен сильного влияния на спрос это не оказывает.

— По данным M.A. Research, модель поведения российских потребителей трансформируется из сберегательной в «разумное потребление». Как это отражается на стратегиях компании?

— Разумное потребление — то есть хорошее качество по доступной цене. Действительно, примерно такое потребление сейчас формируется в России на рынке продуктов питания.

Люди поняли, что качественный продукт может быть доступен, и ждут акций. Но, например, рост собственных торговых марок (СТМ) сетей снизился. Сразу после 2014 года сети развивали СТМ, в последние два года ситуация изменилась. Сами сети не выдерживают регулярного снижения цен, которого требуют от поставщиков и производителей.

Промоакции — нормальная практика, одна из форм продвижения продукции и конкурентной борьбы. И мы тоже активно в них участвуем, но до разумного предела, потому что есть определенная себестоимость процессов, обеспечивающих высокое качество.

Наша стратегия изначально заключалась в постоянном поиске наилучшего сырья и всегда была среди российской продукции в сегментах «средний плюс», «премиум».

Все стандарты «Мистраль» не просто соответствуют жестким государственным стандартам, наши стандарты выше ГОСТа, выше высшего сорта по всем показателям: по размеру зерна, количеству сорных примесей и белых включений. Мы принимаем товар у поставщиков только по этим стандартам и доочищаем, дообрабатываем сырье.

Даже качество упаковки, удобство ее при открывании имеет значение. Это то, что нравится определенной части потребителей.

Кроме того, если старшая аудитория более склонна к экономии, для нее важно соотношение цена — качество, то для молодежи важнее удобство: им нужен понятный продукт в небольшом формате, легкий в использовании и вкусный.

Мы стараемся фокусироваться на предпочтениях разных групп потребителей, поэтому у нас большой портфель продуктов.

Развиваются европейские потребительские тренды: новые виды круп, здоровое и натуральное питание. Мы запустили линейку фермерских продуктов, выращенных в экологически чистых регионах, а также вспушенные хлебцы FitStart как вариант здорового перекуса.

— Вы развивали бизнес за счет дистрибуции импортной продукции. Как девальвация повлияла на эту стратегию?

— До кризиса 2014 года доли импортной и продукции российского производства под нашим собственным брендом в линейке компании были примерно равные. Сегодня доля импорта значительно сократилась и составляет порядка 25%. При этом у нас широкая география — Финляндия, Япония, Италия, Австрия, Таиланд, Маврикий и другие страны.

В крупных городах, где люди несколько менее чувствительны к изменению цен и где им больше свойственна лояльность к бренду, удалось сохранить покупательную способность на импортные продукты. Но мы для себя поняли, что все время рассчитывать на импорт рискованно и ненадежно. Поэтому стали развивать производство, выводить новые продукты и линейки.

— Каковы перспективы новых для российского рынка видов круп, есть смысл развивать культуру их потребления?

— Очень сложно кардинально переключить потребителя на какие-то новые продукты. Поэтому гречка и рис в ближайшей перспективе останутся основными крупами.

Но интерес к новым, экзотическим видам круп есть. Более заметно меняется культура потребления в больших городах: в последнее время увеличился спрос на булгур, киноа, дикий рис. Способствует этому и развитие HoReCa, сферы общественного питания.

Объемы продаж новых круп небольшие, с коммерческой точки зрения это не очень выгодно. Но мы, развивая линейку бакалеи, развиваем вкусы. Судя по результатам опросов потребителей, они ждут инноваций, кастомизации, подсказок, какие продукты вкусные и полезные.

Кроме того, сегодня в России крупы ошибочно воспринимаются как гарнир. В действительности же это абсолютно самодостаточный продукт, основа тысяч полноценных и полезных блюд. Это особенно ценно на фоне растущих темпов жизни: крупы позволяют питаться правильно и полезно, затрачивая минимальное количество времени на приготовление. Этот подход мы стремимся донести до наших покупателей.

— В чем вы видите социальную миссию бизнеса, нужно ли поощрять корпоративную социальную ответственность?

— Когда компания честно платит налоги, она уже реализует свою социальную ответственность. Культуру корпоративной благотворительности нужно развивать, как это делают во всем мире, налоговыми стимулами в том числе. Такие меры будут появляться по мере развития гражданского общества и роста доверия госинститута к гражданам и бизнесу. Сейчас корпоративная благотворительность — личное дело компании. Кто-то видит в этом смысл, кто-то — нет.

Мы сотрудничаем с разными фондами, в том числе с «Линией жизни». Есть ряд проектов, связанных с поддержкой онкологических фондов. Один из них — проект «Скафандр», оказывающий психологическую поддержку детям с онкологией. Проект реализуют такие организации, как Space for Art (США) и Unity (Россия), в нем участвуют космонавты и астронавты со всего мира.

Мои личные благотворительные проекты в основном сконцентрированы в Абхазии, где я родился, они связаны с поощрением социальных стартапов, сотрудничеством с Евразийским противораковым фондом в развитии ранней диагностики онкозаболеваний.

— Как ИТ-решения способствуют оптимизации бизнес-процессов компании, взаимодействию с ретейлерами?

— Все рутинные бизнес-процессы автоматизированы: учет, отчетность, весь внутренний документооборот компании, заказы и прохождение товара через склад. И это делает товарно-финансовые потоки более прозрачными, более ясным становится бизнес: ты его лучше понимаешь, лучше чувствуешь, можешь с разных сторон рассмотреть с точки зрения отчетности.

Но не скажу, что это был легкий путь, автоматизация требует более высокой квалификации, не все люди к этому готовы. Приходилось обучать, переобучать, приглашать новых сотрудников.

Кроме того, если работа бэк-офиса поддается автоматизации, то с фронтофисом пока сложнее. В торговле все еще велика роль человека — продавца, дистрибьютора, который должен уметь работать с представителями сетей, уметь договариваться.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мобильный банкир Мобильный банкир

Основатель Revolut Николай Сторонский предрекает смерть традиционных банков

Forbes
У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь) У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь)

Самое важное и интересное о женском месте Х

Playboy
Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
Как подключить беспроводные наушники к телефону? Как подключить беспроводные наушники к телефону?

Казалось бы, все просто, но получается не у всех

CHIP
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Откуда в Россию едет больше всего туристов? Откуда в Россию едет больше всего туристов?

Ассоциация туроператоров России представила итоги уходящего года

National Geographic
Между небом и землей Между небом и землей

Михаил Василенко, генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»

РБК
Ценовая панацея Ценовая панацея

Правительство утвердило новую методику расчета стоимости важнейших лекарств

РБК
Дорогие нероссияне Дорогие нероссияне

Второе гражданство есть как минимум у 35 участников рейтинга Forbes

Forbes
Не верю! Как развить критическое мышление Не верю! Как развить критическое мышление

Как справляться с огромным и постоянно растущем морем информации?

Forbes
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Как драгоценности становятся инвестициями Как драгоценности становятся инвестициями

Интервью с главой ювелирного ателье Darvol Дарьей Волковой

Vogue
Недорогие франшизы для маленького города: 19 лучших идей на 2019 год Недорогие франшизы для маленького города: 19 лучших идей на 2019 год

Добро пожаловать в бизнес

Playboy
Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились» Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились»

О хороших и плохих коллекциях и о том, почему коллекцию лучше собирать одному

Forbes
«Писан бысть в Невьянском заводе» «Писан бысть в Невьянском заводе»

Невьянская икона — вершина горнозаводского старообрядческого иконописания

Дилетант
Каменные замки под Йеллоустоном Каменные замки под Йеллоустоном

Фотограф отправился в таинственную древнюю подводную экосистему Йеллоустона

National Geographic
Cadillac XT5 Cadillac XT5

Cadillac XT5. Американский кроссовер борется за свое место под солнцем

Quattroruote
Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Playboy
Ящерицы, которые умеют дышать под водой: видео Ящерицы, которые умеют дышать под водой: видео

Анолисы — отличные ныряльщики из мира пресмыкающихся

National Geographic
Как повысить мужское либидо и улучшить потенцию: 22 грамотных совета Как повысить мужское либидо и улучшить потенцию: 22 грамотных совета

Сегодня мы поговорим о том, как повысить либидо у мужчин

Playboy
«2001: Космическая одиссея»: какие предсказания о будущем сбылись? «2001: Космическая одиссея»: какие предсказания о будущем сбылись?

Артур Кларк сумел предсказать наше будущее. Рассказываем, какое

Популярная механика
Дружба с «Дружбой», а служба с ФАС Дружба с «Дружбой», а служба с ФАС

Прокуратура проверит поставщика продуктов для Росгвардии

РБК
Kак путешествовать по Ирландии: инструкция и разговорник Kак путешествовать по Ирландии: инструкция и разговорник

Kак путешествовать по Ирландии: инструкция и разговорник

National Geographic
СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому

В России так и не возникли мощные компенсаторные и защитные механизм

Forbes
7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут) 7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут)

7 крайне необычных ролей российских актеров (Нагиев и Хабенский тоже тут)

Playboy
Что год грядущий нам готовит Что год грядущий нам готовит

В 2019 году мы узнаем, от кого унаследует цвет волос первенец принца Гарри

StarHit
Простор для выбора Простор для выбора

Мы испытали обновленный Nissan X-Trail с бензиновым мотором и дизелем

АвтоМир
Какую светодиодную ленту выбрать для подсветки или декора? Какую светодиодную ленту выбрать для подсветки или декора?

Светодиодные ленты – удобный способ создать подсветку в квартире

CHIP
На ошибках не учатся: Германия выбирает мини-Меркель На ошибках не учатся: Германия выбирает мини-Меркель

Аннегрет Крамп-Карренбауэр должна вернуть партии доверие электората

Эксперт
Самый экономичный обогреватель для дома: 5 моделей, которые не тратят энергию попусту Самый экономичный обогреватель для дома: 5 моделей, которые не тратят энергию попусту

Самый экономичный обогреватель - это коврик. Почему - узнайте в статье!

CHIP
Открыть в приложении