Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБКБизнес

Внимание на дорогу

В России стартует нацпроект, цель которого — построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП. Реализация программы в ближайшие пять лет потребует не только финансовых затрат, но и пересмотра технологий дорожного строительства.

Текст Владимир Миронов

С начала следующего года в соответствии с президентскими майскими указами 2018-го стартует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его в 2017–2018 годах предварял почти одноименный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Приоритетный проект в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) назвали «репетицией» совместной проектной деятельности федеральных и региональных органов власти по развитию транспортной инфраструктуры. Нацпроект БКАД будет гораздо масштабнее.

Если в этом и прошлом годах федеральную поддержку на развитие дорожной сети получали только 38 городских агломераций, то теперь наработанный опыт, как сообщают в пресс-службе Минтранса России, будет масштабирован на другие территории: в программе примут участие все субъекты РФ. Исключения — Москва и Санкт-Петербург, где транспортные системы модернизируются по своим отдельным программам.

Позади БРИКС

По оценкам Всемирного экономического форума, наша страна по качеству транспортной инфраструктуры и по качеству автомобильных дорог занимает 64-е и 123-е места соответственно из 144 возможных. «Плотность сети автомобильных дорог с поправкой на плотность населения (коэффициент Энгеля) у нас существенно ниже, чем во всех странах БРИКС. Даже в европейской части России этот показатель ниже, чем в Индии, Бразилии и ЮАР», — говорится в совместном докладе «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), который был опубликован в мае этого года.

Ключевыми проблемами российского транспортного комплекса в целом, и автодорог в том числе, авторы доклада называют технологическую отсталость, недостаточное финансирование и неэффективное государственное регулирование. Цена вопроса — триллионные экономические убытки для государства, бизнеса и населения ежегодно, а также человеческие жизни, унесенные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом, по словам экспертов, даже приблизительных суммарных оценок таких потерь сейчас нет.

«Дорожные карты»

К по-настоящему системным мерам российские власти приступили два года назад, начав реализацию проекта БКД. Он предусматривал проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог, а также улиц внутри 38 крупнейших агломераций. Среди них, к примеру, близкие к столице Рязанская, Ярославская и Тульская области, южные регионы — Краснодарский край и Астраханская область, далекие от центра Иркутская и Хабаровская области.

На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог и улиц внутри крупнейших агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд руб., в 2018-м — порядка 64,7 млрд руб. «Это очень значительная поддержка дорожного хозяйства регионов», — отмечает пресс-служба Росавтодора.

Доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, на включенных в проект территориях в 2017 году должна была достичь 44%, а в 2018-м — 50%.

Однако по факту уже за первый год реализации соответствующий показатель был превзойден и достиг 52,5%. Предположительно, как говорят в Росавтодоре, итоговая цифра в 2018-м составит 62,5%.

Параллельно с этим стояла задача сократить на дорогах количество аварийно-опасных участков: на 27% — в 2017-м, на 50% — в 2018 году. Эта задача, по словам дорожных чиновников, также была выполнена.

Берем шире

Национальный проект БКАД разделен на четыре блока (федеральных проекта):

  • «Дорожная сеть»;  
  • «Безопасность дорожного движения»;  
  • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;  
  • «Автомобильные дороги Министерства обороны России».

Количество территорий, участвующих в нацпроекте, расширено до масштабов всей страны. В него войдут агломерации, которые образуются 104 административными центрами всех субъектов РФ (опять же кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями), а также городами, где численность населения превышает 200 тыс. человек.

К концу 2024 года во всех регионах доля автомобильных дорог, отвечающих нормативному транспортно- эксплуатационному состоянию (техрегламенту

Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»), как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, должна быть увеличена с текущих 43,1 до 50,9%. В надлежащее состояние планируется привести также 85% улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах. По итогам реализации нацпроекта протяженность дорожной сети городских агломераций должна составить более 90 тыс. км. Специалисты Росавтодора добавляют, что при этом до 9,1% должна быть снижена доля федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Также на всей сети дорог общего пользования планируется выявлять точки, где чаще всего происходят ДТП, и устранять их причины, что, по замыслам авторов проекта, должно привести к многократному снижению количества пострадавших в авариях людей. За 11 месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на автодорогах в России в 136 тыс. ДТП погибли почти 15 тыс. человек и более 174 тыс. получили травмы различной степени тяжести. К 2024 году смертность при ДТП, согласно государственным планам, должна сократиться на треть, а в 2030-м сведена практически к нулю.

Точные объемы финансирования нацпроекта еще окончательно не определены. Но, как следует из паспорта проекта БКАД, доля финансирования работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог за счет федерального бюджета, которая в прошлом году составляла 17%, в 2019 году увеличится до 30%, в 2020-м — до 35%, в 2021-м — до 40%, в 2022 -м — до 45%, а в 2023–2024 годах она достигнет 50%.

Авторы и кураторы нацпроекта планируют создать реестр новых технологий, материалов и технологических решений повторного применения, благодаря которому, как говорят в пресс-службе Росавтодора, регионы смогут получать готовые для внедрения передовые решения.

В частности, в последнее время много говорится о возвращении к технологиям строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями — они широко применялись в СССР и давно активно используются в Европе и США. «Как показывает мировой опыт, снизить эксплуатационные издержки, увеличить сроки службы российских автотрасс можно только за счет применения современных технологий и материалов при их строительстве и реконструкции. Речь, в частности, может идти об устройстве жестких оснований дорожных одежд и цементобетонных покрытий. На примере недавно открывшегося участка дороги в Новосибирской области (реконструкция трассы Р-254 «Иртыш». — РБК+) при замене асфальтобетона на цементобетон в дорожном строительстве расчетная экономия средств на содержание дороги составила 29,5%», — говорит директор по корпоративным отношениям компании «ЛафаржХолсим Россия» Виталий Богаченко.

Эксперты признают: переход государства к комплексным мерам позволяет рассчитывать на то, что в перспективе в России наконец появятся качественные автодороги, соответствующие мировому уровню. Однако, по словам депутата Госдумы, модератора тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Общероссийского народного фронта Александра Васильева, это возможно только при усиленном общественном контроле над реализацией мероприятий нацпроекта. На стадии исполнения задач остается еще очень много проблем, подчеркивает депутат. Это и отсутствие обязательных гарантийных сроков на ремонт и строительство дорог, и фирмы-однодневки, получающие крупные госконтракты за счет демпинга, и фактор сезонности дорожных работ. Сохраняется актуальность кадрового вопроса, особенно на уровне управления отраслью. Наконец, есть еще вопрос безопасности. «Установка одних лишь видеокамер, чтобы штрафовать автомобилистов, не приводит к значительному снижению аварийности», — резюмирует Александр Васильев.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Праздник к нам приходит Праздник к нам приходит

Лучшее за 40 легендарной истории спорткомплекса «Олимпийский»

Tatler
«Лучшие из доступных мировых технологий в строительстве мы локализуем в России» «Лучшие из доступных мировых технологий в строительстве мы локализуем в России»

Как можно решить проблему постоянного ремонта дорог и аварийных мостов в России

РБК
Сколько зарабатывают в зимних видах спорта Сколько зарабатывают в зимних видах спорта

Сколько зарабатывают в зимних видах спорта

Forbes
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Проект жизни. Как планировать в условиях неопределенной среды Проект жизни. Как планировать в условиях неопределенной среды

«Метод набегающей волны» можно использовать и для планирования в личной жизни

Forbes
Игра вдолгую Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

Forbes
7 шагов к естественной стройности 7 шагов к естественной стройности

Какие привычки помогут обрести красивую фигуру без особых усилий

Psychologies
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Большая мечта Большая мечта

Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой

РБК
Игра в бренды Игра в бренды

Компания Ferrero намерена удвоить рост в ближайшие 10 лет

Forbes
Хрюн его знает Хрюн его знает

Фамилии, вызывающие смех, в этом году должны принести своим владельцам удачу

StarHit
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Трансформация города: как производят общественные пространства Трансформация города: как производят общественные пространства

Как создать новое общественное пространство

Forbes
Француз из Бордо Француз из Бордо

Дизайнер Эммануэль Галлина рассказывает о себе, о любимом городе, о любимом деле

SALON-Interior
Как подключить беспроводные наушники к телефону? Как подключить беспроводные наушники к телефону?

Казалось бы, все просто, но получается не у всех

CHIP
Венедиктинцы Венедиктинцы

Сергей Минаев и Алексей Венедиктов спорят на тему информационных трендов

Esquire
Как увеличить время работы смартфона: 10 лайфхаков от CHIP Как увеличить время работы смартфона: 10 лайфхаков от CHIP

Наши советы помогут вашему смартфону дольше проработать без подзарядки

CHIP
Эмин. «Романтик я только на отдыхе» Эмин. «Романтик я только на отдыхе»

Певец Эмин о семье, бизнесе и детях

StarHit
Хочу, могу, буду Хочу, могу, буду

Кира Найтли, кажется, вывела для себя идеальный женский образ

Glamour
Желтая или красная? Как клубы и РФС могут наказать Кокорина и Мамаева Желтая или красная? Как клубы и РФС могут наказать Кокорина и Мамаева

Какие санкции могут применить клубы к игрокам, нарушившим Уголовный кодекс

Forbes
Тест и обзор ноутбука Dell Alienware 15 R4: компактность и игровая мощь Тест и обзор ноутбука Dell Alienware 15 R4: компактность и игровая мощь

Dell Alienware 15 R4 водружается на вершину нашего рейтинга игровых ноутбуков

CHIP
В лабиринте эмоций В лабиринте эмоций

Все мы испытываем стрессы. И избежать их не получится

Лиза
«Иногда думаю: я же прямо золотая женщина» «Иногда думаю: я же прямо золотая женщина»

Надежда Ангарская — о новом проекте Stories, музыкальной карьере и многом другом

OK!
Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство Техническое зазеркалье: как рождается современное искусство

«Звуковая» татуировка Дмитрия Морозова

Популярная механика
О тех, кто в море О тех, кто в море

Креветки – деликатес, без которого не обходится праздничный стол

Лиза
8 детских книг о girl power, одобренных феминистками 8 детских книг о girl power, одобренных феминистками

Лучшие книги о девочках, знающих себе цену и попадающих в приключения

СНОБ
Как заканчивается эпоха первоначального накопления капитала в России Как заканчивается эпоха первоначального накопления капитала в России

Бизнесмены думают перейти в ранг респектабельных бизнесменов-капиталистов

Forbes
Алиса из настоящего Алиса из настоящего

Кинофэнтези, героиню которого любят и помнят все

StarHit
В вузах не смогли выполнить майский указ президента по повышению зарплат В вузах не смогли выполнить майский указ президента по повышению зарплат

Во многих вузах так и не смогли выполнить майский указ президента 2012 года

Forbes
Открыть в приложении