Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБКБизнес

Внимание на дорогу

В России стартует нацпроект, цель которого — построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП. Реализация программы в ближайшие пять лет потребует не только финансовых затрат, но и пересмотра технологий дорожного строительства.

Текст Владимир Миронов

С начала следующего года в соответствии с президентскими майскими указами 2018-го стартует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его в 2017–2018 годах предварял почти одноименный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Приоритетный проект в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) назвали «репетицией» совместной проектной деятельности федеральных и региональных органов власти по развитию транспортной инфраструктуры. Нацпроект БКАД будет гораздо масштабнее.

Если в этом и прошлом годах федеральную поддержку на развитие дорожной сети получали только 38 городских агломераций, то теперь наработанный опыт, как сообщают в пресс-службе Минтранса России, будет масштабирован на другие территории: в программе примут участие все субъекты РФ. Исключения — Москва и Санкт-Петербург, где транспортные системы модернизируются по своим отдельным программам.

Позади БРИКС

По оценкам Всемирного экономического форума, наша страна по качеству транспортной инфраструктуры и по качеству автомобильных дорог занимает 64-е и 123-е места соответственно из 144 возможных. «Плотность сети автомобильных дорог с поправкой на плотность населения (коэффициент Энгеля) у нас существенно ниже, чем во всех странах БРИКС. Даже в европейской части России этот показатель ниже, чем в Индии, Бразилии и ЮАР», — говорится в совместном докладе «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), который был опубликован в мае этого года.

Ключевыми проблемами российского транспортного комплекса в целом, и автодорог в том числе, авторы доклада называют технологическую отсталость, недостаточное финансирование и неэффективное государственное регулирование. Цена вопроса — триллионные экономические убытки для государства, бизнеса и населения ежегодно, а также человеческие жизни, унесенные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом, по словам экспертов, даже приблизительных суммарных оценок таких потерь сейчас нет.

«Дорожные карты»

К по-настоящему системным мерам российские власти приступили два года назад, начав реализацию проекта БКД. Он предусматривал проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог, а также улиц внутри 38 крупнейших агломераций. Среди них, к примеру, близкие к столице Рязанская, Ярославская и Тульская области, южные регионы — Краснодарский край и Астраханская область, далекие от центра Иркутская и Хабаровская области.

На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог и улиц внутри крупнейших агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд руб., в 2018-м — порядка 64,7 млрд руб. «Это очень значительная поддержка дорожного хозяйства регионов», — отмечает пресс-служба Росавтодора.

Доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, на включенных в проект территориях в 2017 году должна была достичь 44%, а в 2018-м — 50%.

Однако по факту уже за первый год реализации соответствующий показатель был превзойден и достиг 52,5%. Предположительно, как говорят в Росавтодоре, итоговая цифра в 2018-м составит 62,5%.

Параллельно с этим стояла задача сократить на дорогах количество аварийно-опасных участков: на 27% — в 2017-м, на 50% — в 2018 году. Эта задача, по словам дорожных чиновников, также была выполнена.

Берем шире

Национальный проект БКАД разделен на четыре блока (федеральных проекта):

  • «Дорожная сеть»;  
  • «Безопасность дорожного движения»;  
  • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;  
  • «Автомобильные дороги Министерства обороны России».

Количество территорий, участвующих в нацпроекте, расширено до масштабов всей страны. В него войдут агломерации, которые образуются 104 административными центрами всех субъектов РФ (опять же кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями), а также городами, где численность населения превышает 200 тыс. человек.

К концу 2024 года во всех регионах доля автомобильных дорог, отвечающих нормативному транспортно- эксплуатационному состоянию (техрегламенту

Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»), как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, должна быть увеличена с текущих 43,1 до 50,9%. В надлежащее состояние планируется привести также 85% улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах. По итогам реализации нацпроекта протяженность дорожной сети городских агломераций должна составить более 90 тыс. км. Специалисты Росавтодора добавляют, что при этом до 9,1% должна быть снижена доля федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Также на всей сети дорог общего пользования планируется выявлять точки, где чаще всего происходят ДТП, и устранять их причины, что, по замыслам авторов проекта, должно привести к многократному снижению количества пострадавших в авариях людей. За 11 месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на автодорогах в России в 136 тыс. ДТП погибли почти 15 тыс. человек и более 174 тыс. получили травмы различной степени тяжести. К 2024 году смертность при ДТП, согласно государственным планам, должна сократиться на треть, а в 2030-м сведена практически к нулю.

Точные объемы финансирования нацпроекта еще окончательно не определены. Но, как следует из паспорта проекта БКАД, доля финансирования работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог за счет федерального бюджета, которая в прошлом году составляла 17%, в 2019 году увеличится до 30%, в 2020-м — до 35%, в 2021-м — до 40%, в 2022 -м — до 45%, а в 2023–2024 годах она достигнет 50%.

Авторы и кураторы нацпроекта планируют создать реестр новых технологий, материалов и технологических решений повторного применения, благодаря которому, как говорят в пресс-службе Росавтодора, регионы смогут получать готовые для внедрения передовые решения.

В частности, в последнее время много говорится о возвращении к технологиям строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями — они широко применялись в СССР и давно активно используются в Европе и США. «Как показывает мировой опыт, снизить эксплуатационные издержки, увеличить сроки службы российских автотрасс можно только за счет применения современных технологий и материалов при их строительстве и реконструкции. Речь, в частности, может идти об устройстве жестких оснований дорожных одежд и цементобетонных покрытий. На примере недавно открывшегося участка дороги в Новосибирской области (реконструкция трассы Р-254 «Иртыш». — РБК+) при замене асфальтобетона на цементобетон в дорожном строительстве расчетная экономия средств на содержание дороги составила 29,5%», — говорит директор по корпоративным отношениям компании «ЛафаржХолсим Россия» Виталий Богаченко.

Эксперты признают: переход государства к комплексным мерам позволяет рассчитывать на то, что в перспективе в России наконец появятся качественные автодороги, соответствующие мировому уровню. Однако, по словам депутата Госдумы, модератора тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Общероссийского народного фронта Александра Васильева, это возможно только при усиленном общественном контроле над реализацией мероприятий нацпроекта. На стадии исполнения задач остается еще очень много проблем, подчеркивает депутат. Это и отсутствие обязательных гарантийных сроков на ремонт и строительство дорог, и фирмы-однодневки, получающие крупные госконтракты за счет демпинга, и фактор сезонности дорожных работ. Сохраняется актуальность кадрового вопроса, особенно на уровне управления отраслью. Наконец, есть еще вопрос безопасности. «Установка одних лишь видеокамер, чтобы штрафовать автомобилистов, не приводит к значительному снижению аварийности», — резюмирует Александр Васильев.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Земляные работы Земляные работы

Зачем бывший зампред «Газпрома» купил 11 500 га на новом шелковом пути

Forbes
По новому стилю: заимствуем праздничные традиции со всей планеты По новому стилю: заимствуем праздничные традиции со всей планеты

Рождество и Новый год - волшебное время, объединяющее людей по всему миру

Cosmopolitan
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Самая крупная техногенная катастрофа в истории Самая крупная техногенная катастрофа в истории

Хиросима химической промышленности

Maxim
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies
Пластмассовая армия Пластмассовая армия

Сборные модели с высокой степенью детализации и технической достоверности

Популярная механика
Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться» Светлана Устинова: «Со сцены нельзя убежать, так же как нельзя заново родиться»

Светлана Устинова о том, почему не стоит бояться своих желаний и как все успеть

Grazia
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes
Бычий рынок Бычий рынок

Братья Линники с помощью государства создали продовольственный холдинг

Forbes
Царствовать и править Царствовать и править

BMW «трешка» защитит свой трон в королевстве среднеразмерных премиум-седанов

Quattroruote
Рокетмен Рокетмен

Как сделать из сноуборда реактивный стенд для испытаний?

Популярная механика
На своем веку На своем веку

Дельные советы о том, как правильно взрослеть и стареть, не делая глупостей

Playboy
Везде успела! Везде успела!

Эмили Ратаковски попала в переделку в Тоскане!

Grazia
А я тебе докажу... А я тебе докажу...

Сравнительный тест Renault Duster и Nissan Terrano

АвтоМир
Секса нет, но вы держитесь! Как пережить эпоху сексуальной контрреволюции Секса нет, но вы держитесь! Как пережить эпоху сексуальной контрреволюции

Почему человечество потеряло интерес к сексу и что нам теперь делать

Maxim
Хрюн его знает Хрюн его знает

Фамилии, вызывающие смех, в этом году должны принести своим владельцам удачу

StarHit
Обзор телевизора Panasonic TX-55FZW835: приятно посмотреть Обзор телевизора Panasonic TX-55FZW835: приятно посмотреть

Разбираем плюсы и минусы OLED-телевизора от Panasonic

CHIP
Корты, деньги, два мяча Корты, деньги, два мяча

Карен Хачанов — новая звезда русского тенниса

GQ
На Reddit попробовали научно доказать право мужчин сидеть с расставленными ногами На Reddit попробовали научно доказать право мужчин сидеть с расставленными ногами

Кампанию против мэнспрединга назвали лицемерной пропагандой

Maxim
Зеленая мода: российские и зарубежные звезды, которые пропагандируют Zero Waste Зеленая мода: российские и зарубежные звезды, которые пропагандируют Zero Waste

Знаменитости, которые поддерживают идеи экологичности и этичности

Cosmopolitan
Привет из прошлого: 9 «новинок», которые придумали давным-давно Привет из прошлого: 9 «новинок», которые придумали давным-давно

Все это уже было

Playboy
Праздник к нам приходит Праздник к нам приходит

Лучшее за 40 легендарной истории спорткомплекса «Олимпийский»

Tatler
Лазерная мышь или оптическая — что лучше? Лазерная мышь или оптическая — что лучше?

Компьютерные мыши отличаются не только цветами и дизайном

CHIP
Как вернуть сексуальный интерес мужа Как вернуть сексуальный интерес мужа

Почему муж относится к вам как к другу, а не как к любовнице, и что делать

Psychologies
5 загадочных и жутких случаев, которые произошли в канун Рождества 5 загадочных и жутких случаев, которые произошли в канун Рождества

5 загадочных и жутких случаев, которые произошли в канун Рождества

Cosmopolitan
Бузова, Собчак и Ко.: как выглядят самые богатые женщины российского шоу-бизнеса Бузова, Собчак и Ко.: как выглядят самые богатые женщины российского шоу-бизнеса

Все ли богатые женщины хорошо выглядят? Спойлер: эти — да!

Cosmopolitan
Первая долгая ночь вдвоем с любимым: как после нее не расстаться? Первая долгая ночь вдвоем с любимым: как после нее не расстаться?

Каких ошибок стоит избегать, чтобы не испортить праздник

Лиза
Простуду лечить не нужно. И вот почему Простуду лечить не нужно. И вот почему

Терапевт развенчивает основные мифы о лечении ОРВИ

Собака.ru
Открыть в приложении