Стать лучше с помощью любви
Можно ли быть счастливым в паре, не решив до конца собственные внутренние проблемы? Да! Любовь действует как хороший психотерапевт, давая шанс стать лучше. А жизнь вдвоем позволяет измениться, посмотреть на себя со стороны. Как это сделать?
Не стоит рассчитывать на успешный союз, если вы не решили собственные внутренние проблемы? Сегодня этот взгляд — один из самых распространенных. На деле это не совсем так: близкие отношения обладают терапевтическим эффектом и способны помочь избавиться от личных неврозов, исцелить многие душевные раны.
«Доверительное общение всегда лечит, — утверждает семейный психотерапевт Анна Варга, — на этом построены все психотерапевтические идеи». Стремление понять своего избранника, поставить себя на его место, сделать так, чтобы он был счастлив, пробуждает в нас лучшие чувства, давая нам шанс измениться. Воспользоваться им — в наших интересах.
Пересмотреть схемы, усвоенные в детстве
Каждый приносит в новую, взрослую жизнь свое детство: привычные роли, которые разыгрывались в родительской семье, жизненный уклад, отдельные слова и интонации. Например, мы можем не отдавать себе отчета в том, что в любом конфликте ведем себя так, как это делали наши родители. Окружающие могут реагировать по-разному, но именно в постоянных близких отношениях есть шанс осознать свои особенности и научиться новым способам поведения.
«Когда мы ссоримся с мужем, я иногда ловлю себя на том, что веду себя как мама, — признается 24-летняя Вика. — Я повторяю ее слова, невольно копирую интонацию, жесты — точно так же она всегда упрекала папу. Но папа очень покладистый человек, а мой Игорь не переносит крика и сразу уходит из дома. Однажды мне показалось, что он больше не вернется. И теперь, как только я замечаю, что во время ссоры во мне «включается мама», стараюсь взять себя в руки».
Схемы поведения, усвоенные в раннем детстве, кажутся единственно возможными. А благодаря любимому человеку, изо дня в день дающему нам бесценную обратную связь, мы становимся более гибкими, более свободными в выборе способа поведения в любых отношениях и ситуациях.
«Подражание родителям естественно, и в нем нет ничего плохого, — считает психотерапевт Светлана Кривцова. — Взрослея, ребенок формирует себя, последовательно примеряя разные модели поведения, прежде всего родительские. Но если власть образца становится сильной и он начинает управлять нашей жизнью, от влияния необходимо освободиться».
«Мой отец был намного старше матери и очень заботился о нас, — рассказывает Ольга. — Мне было 15, когда он умер. Спустя лет пять я встретила Марка, ему было 40. Я знала, что ищу в нем то, что давал мне отец — надежность и нежность, и была готова оставаться слабой, послушной, жить в тени своего мужа.
Но Марк не собирался вести себя как мой отец, он хотел, чтобы я занималась карьерой, не только домом. Я чувствовала, что разочарую его, если буду слишком робкой, и это повредит нашим отношениям. Наш союз позволил мне состояться профессионально, одна я не сумела бы это сделать». Любимый человек тоже несет в себе личную историю, только его семья была другой. Когда двое начинают строить совместную жизнь, у каждого в распоряжении оказывается и собственный опыт, и опыт партнера.
«У нас все будет по-другому!»
Так говорят многие, когда принимают решение жить вместе. Эта фраза чаще всего означает, что партнеры (или один из них) ни за что не хотят воспроизводить модель родительской семьи, в которой когда-то они были несчастливы. Мы, не всегда осознавая это, мечтаем, что брак избавит нас от горестей, которые достались нам из детства. «Возможность найти партнера, который заставит забыть о собственном несчастливом детстве, — это иллюзия, искушающая и опасная, особенно для незрелой личности», — говорит психотерапевт Александр Черников. Она опасна тем, что заставляет нас бесконечно компенсировать, «отыгрывать» свои старые детско-родительские отношения, вместо того чтобы строить новые. Избавиться от этого искушения можно, признав простой факт: законы, привычки и странности родительских семей продолжают влиять на нас вне зависимости от того, решили мы отказаться от них или нет. Но в наших силах выбрать