Искушение доходностью. Как ЦБ будет бороться с агрессивными продажами
Россияне все чаще жалуются в Центробанк на то, что банки и другие финансовые компании не раскрывают всех рисков, связанных с их продуктами и услугами. Регулятор в ответ на чаяния потребителей предложил довольно радикальный подход к решению этой проблемы
Мисселинг в финансовой отрасли — это намеренное искажение информации при продаже продукта или услуги. Суть этой проблемы, пожалуй, лучше всего описывает библейская история про Еву и яблоко, успешно «проданное» ей искусителем. Искажение информации обычно происходит лишь по некоторым продуктам, тогда как продажа большей части решений и сервисов остается прозрачной и открытой. Таким образом, клиенты оказываются жертвами как собственной невнимательности и низкой финансовой грамотности, так и давления со стороны продавцов.
В этом году поток жалоб потребителей финансовых услуг в ЦБ увеличился почти вдвое по сравнению с 2017 годом. 90% претензий относятся к «мисселингу», а в этом направлении лидирует распространение через агентскую сеть полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Страховые компании испытывают серьезные трудности с активами, поэтому массовая продажа таких страховок и сбор средств населения зачастую ведутся весьма агрессивно. Кто-то отметит, что забыта роль МФО, но это направление также привлекает все большее внимание ЦБ, особенно в связи с их гарантиями по выплате всей суммы вложенных средств.
К сожалению, агентами продаж чаще всего выступают банки, где клиенты не всегда готовы к тому, что им банально «впарят» сложный финансовый инструмент, который не гарантирован АСВ и имеет ряд особенностей при досрочной выплате. Граждане рассчитывают на минимальные риски, гарантии по сумме в пределах 100% (хотя бы без дохода) и заключение договора с банком, а получают совсем другой продукт, высокие риски и договор с третьими лицами или организациями.