Почему российские компании не готовы покупать защиту от финансовых рисков
Деривативы для хеджирования рисков не пользуются особой популярностью у компаний на российском рынке — дорого, непонятно и рискованно. Если регулирование таких сделок не будет меняться, то рынок так и останется пустой лакуной
Формирование четких и понятных правил игры на рынке производных финансовых инструментов — вопрос эффективного функционирования этого рынка в любой юрисдикции. Нашумевшая история с конфликтом Сбербанка и «Транснефти» на 66,5 млрд рублей — далеко не первая в России ситуация, в которой контрагенты по сделке разошлись в видении обязательности ее исполнения. И вряд ли банки в состоянии полностью избежать подобных рисков сами по себе, без помощи регуляторов.
Если изменений в российском регулировании производных финансовых инструментов не произойдет, такие ситуации могут повторяться в том или ином виде. В конце 2018 года главная тема в разговоре о развитии российского рынка деривативов — не в том, какой инструментарий оптимально предлагать клиентам, а все еще в том, когда регуляторная среда станет понятной и предсказуемой для профессиональных игроков, чтобы они наконец сконцентрировали свое внимание на возможности предоставлять клиентам решения по управлению кредитными и финансовыми рисками, а не занимались гаданием относительно того, насколько составленные ими дисклеймеры защищают их от неблагоприятных толкований.
Зачем клиенту деривативы и чем это чревато?
Производные инструменты часто незаменимы в задаче хеджирования. С их помощью бизнес отсекает от себя те риски, которые он не готов профессионально контролировать, но которые влияют на финансовые показатели компании. Подготовить эффективные инструменты хеджирования способны только профессиональные участники рынка, причем чем сложнее инструмент, тем более продвинутым должен быть банк.
В случае с деривативами стороны сделки оперируют рисками, часто гораздо менее управляемыми, чем у классических финансовых инструментов, и не всегда линейными. Из-за этого их гораздо тяжелее контролировать. Но банки на то и профессиональные участники рынка, чтобы уметь с ними обращаться.