Архитектурные ошибки, которые привели к страшным последствиям
В списках самых опасных для жизни профессий неизменно присутствуют саперы, спасатели и прочие электромонтажники. Однако никто еще не догадался составить перечень профессий, опасных для окружающих, а в нем наверняка лидировали бы архитекторы и проектировщики.
Мост Миллениум
Один из примеров торжества современного дизайна над инженерным разумом и неосознанного вреда человеческому здоровью — лондонский мост Миллениум. Сотрудники архитектурного бюро Monberg and Thorsen так много внимания уделили внешнему виду моста, что совершенно забыли рассчитать, выдержит ли конструкция большое скопление людей.
Новая переправа через Темзу, естественно, привлекла внимание горожан: на церемонию открытия, состоявшуюся 10 июня 2000 года, пришли около 100 000 человек. Все они прогулялись в тот день по Миллениуму (одновременно мост вмещает до 2000 человек), при этом многие почувствовали слабость, тошноту и головокружение, а некоторые даже не смогли устоять на ногах.
Оказалось, что единовременное нахождение на мосту большого количества людей приводит к редкому резонансному явлению, вследствие которого мост раскачивается. В срочном порядке Миллениум был закрыт на реконструкцию.
Повторное открытие моста, в конструкцию которого добавили демпферы (устройства для предотвращения колебаний), состоялось лишь 22 февраля 2002 года. В честь первоначального провала архитекторов за мостом закрепилось прозвище «Шаткий» (Wobbly).
Такома-Нэрроуз
За 60 лет до открытия Миллениума установкой демпферов уже пытались решить проблему другого моста — Такома-Нэрроуз в Вашингтоне. Еще во время строительства работники прозвали мост «Галопирующая Герти»: в ветреные дни амплитуда его раскачивания составляла 1,5 метра. Причиной этого стала самонадеянность главного архитектора Леона Моисеефф. Опираясь на созданную им самим «теорию отклонения», он предположил, что подвесной мост шириной 11,9 м с пролетом 854 м не будет раскачиваться от ветра.