Ему не рожать. Почему работодатели напрасно предпочитают мужчин
Мужчины на собеседованиях говорят о «росте дохода» и «амбициозных задачах», в то время как женщины, поднимая вопрос мотивации, чаще употребляют слова «самореализация» и «стабильность». Первым гораздо проще расстаться со своей компанией, нежели вторым
В 2016 году Школа бизнеса Университета Колорадо провела исследование среди нескольких сотен студентов. Они должны были выбрать идеального кандидата на вакансию из группы предложенных финалистов. Как показали результаты, у женщин не так много шансов получить желаемую позицию. Если в шорт-листе оказывалась одна женщина и трое мужчин, то женщину не выбирали. Если в группе финалистов были две женщины и двое мужчин, шансы женщины возрастали до 50%. А если в листе было три женщины и один мужчина, вероятность выбора женщины составляла 67%.
В России все еще сложнее. Казалось бы, за последние три-четыре года мы стали гораздо более активно и открыто обсуждать положение женщин в обществе. Мы интегрируемся в западную повестку дня (вспомнить хотя бы флешмоб #metoo), знаем о крупных скандалах, связанных с дискриминацией, и в целом что-то слышали о третьей волне феминизма и сформированных ею претензиях. Женщину на высоком посту сегодня можно встретить в любой отрасли. Но несмотря на некоторые подвижки, мы по-прежнему остаемся очень косной и консервативной страной с точки зрения гендерных ролей. И это сказывается на отношении некоторых работодателей к сотрудницам-женщинам: около 10% вакансий в моем портфеле содержат жесткие требования к полу кандидата.
Незрелые руководители
Почему мужчины не хотят нанимать женщин? Здесь может быть сразу несколько причин. Во-первых, стиль управления конкретного руководителя. Авторитарные начальники, — причем и мужчины, и женщины, — чаще ищут в подчинение именно мужчину. С другой стороны, в каждой компании или отрасли существуют традиции: если коллектив сформировался исключительно мужской, то женщины могут даже не рассматриваться на позиции, равные должностям мужчин, а уж тем более быть выше них. Например, в одном крупном пищевом холдинге департамент маркетинга почти целиком был мужским по составу работников: такова была установка директора компании. Но в какой-то момент он ушел из компании к конкурентам, и на его место пригласили другого профессионала. Новый босс частично уволил старую команду, привел своих людей, и в департаменте наступил «гендерный баланс». Более того, когда пришла очередь уходить и второму руководителю, на его должность назначили женщину.
Предвзятое отношение к женщине-подчиненной часто связано с управленческой и психологической незрелостью: руководитель боится «не понять» сотрудницу, думает, что к женщине нужен «особый подход», что ее будет сложнее адаптировать к своему стилю менеджмента, что она требует больше внимания. Еще одна причина — негативный опыт, из которого были сделаны неправильные выводы: с сотрудницей было сложно работать, она плохо работала не потому, что у нее непростой характер или потому что она слабый профессионал, а потому, что это «женские качества», которые якобы присущи всему женскому полу.