VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК

Лаборатория — Виртуальная реальность

Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми

XXI Международный теннисный турнир ATP World Tour «St. Petersburg Open» в этом году можно было посмотреть не только в телевизионной трансляции, но и с «эффектом погружения» — при помощи очков виртуальной реальности и технологий компании Prosense «оказаться» прямо в зале санкт-петербургской «Сибур Арены». В ближайшем будущем можно присутствовать таким образом на мероприятии

Текст: Алена Сухаревская

В очках действительно возникает ощущение, что ты находишься рядом с кортом, напротив судейского места. За мячом приходится следить, поворачивая голову налево и направо. При желании можно повернуться и осмотреть весь зал. Камера стоит на возвышении, и при попытке посмотреть под ноги кажется, что упадешь на операторов.

Правда, изображение не 3D, а плоское, да и качество картинки не слишком высокое. Пока это — картинка 360 градусов, то же панорамное видео, которое можно посмотреть на YouTube или в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), признает в беседе с журналом РБК Станислав Глухоедов, гендиректор компании Prosense, которая организовывала трансляцию такого видео. Но в специальной зоне на St. Petersburg Open можно было надеть шлемы, на которые передавался стереоскопический сигнал с двух камер, расположенных за игроками, и это давало уже 3D-эффект и ощущение присутствия.

Компания Prosense, созданная петербургскими предпринимателями Станиславом Глухоедовым и Владимиром Бакутеевым, планирует стать российским пионером в области стриминга спортивных мероприятий в режиме виртуальной реальности, подхватив глобальный тренд на развитие нового формата спортивного смотрения. Prosense они создали в начале 2015 года. Бакутеев в 2010 году основал компанию LiveTex, комплексную платформу онлайн-консультирования для клиентского сервиса. Глухоедов занимался инвестпроектами в области туризма и предложил своему знакомому Бакутееву создать виртуальный тур по Санкт-Петербургу.

Изначально партнеры хотели создать продакшн-компанию, специализирующуюся на съемке панорамного видео, поэтому собирали в команду скорее специалистов с кинематографическим образованием, которых обучали новым технологиям. Но в процессе изучения рынка основатели Prosense пришли к выводу, что нужно строить компанию полного цикла, которая будет заниматься не только видео, но и разработкой оборудования для съемок, софта для обработки сигнала трансляции и склейки изображения с нескольких камер. В R&D компании, рассказывает Глухоедов, партнеры вложили 60 млн руб. собственных средств.

$800 млн —  стоимость компании Next VR
$700 млн —  составит рынок шлемов виртуальной реальности в 2016 году
$300 млн — придется на игровой контент в VR
10 млн копий игр для VR будет продано в 2016 году

Источник: Deloitte

Из центра событий

Разработку усилили за счет компании Gigapano, с техническим директором которой Станиславом Колесником основатели Prosense познакомились в 2015 году. Gigapano занималась панорамным видео в 360 градусов с 2012 года. Компания, в частности, делала первую панорамную съемку озера Байкал для проекта Google Expedition Pioneer Program. В Gigapano создали, например, стереориги — устройство, на котором крепится несколько камер GoPro. Сами камеры тоже модифицируются — устанавливаются системы охлаждения, собственная оптика. Оборудование для фиксирования камер, стабилизаторы компания собирает вручную: детали и механические элементы печатают на 3D-принтере. Большая часть представленного оборудования на рынке просто не подходит под задачи компании, поэтому его приходится модифицировать. Готовые решения для панорамной съемки закрывают толь ко 20% потребностей, объясняет Колесник.

Prosense выкупила оборудование стартапа, а членов команды Колесника пригласила в новый проект в качестве партнеров. У Gigapano не было разумного планирования, бухгалтерии, маркетинга и юристов, объясняет Колесник, а Prosense обладала всем недостающим, в том числе деньгами, необходимыми для развития трансляционного направления.

Владимир Бакутеев и Станислав Глухоедов вложили в компанию Prosense 60 млн руб. Они используют готовые камеры, но собирают их на собственных креплениях

«Нашей задачей было создать комплекс решений, от уникальной трансляционной системы камер до программного обеспечения, которые позволяли сшивать картинку в режиме реального времени», — говорит Глухоедов. Первую успешную трансляцию компания провела на фестивале Alfa Future People. Стриминг выступления диджеев велся не в открытый доступ для всех желающих, а в гостевую зону табачного бренда, заказавшего VR-трансляцию для привлечения зрителей.

На Alfa Future People трансляция велась с двух точек, в том числе с диджейского пульта, и позволяла во время концерта оказаться совсем рядом с диджеем. По словам Глухоедова, через зону, где была установлена лишь пара шлемов виртуальной реальности, во время фестиваля прошло более 10 000 человек.

А первую полномасштабную трансляцию спортивного мероприятия с возможностью посмотреть через плеер Prosense со смартфона Samsung с помощью шлема Gear VR или на YouTube компания провела в сентябре: транслировала полуфинал и финал St. Petersburg Open.

Современные технологии привлекают большее внимание к турниру и вовлекают дополнительное количество зрителей из числа интернет-пользователей, объясняет эксперимент с Prosense исполнительный директор St. Petersburg Open Наталия Канельзон. «Мы живем в то время, когда использование технологичных устройств, отображение 3D-проекции, технологии второго экрана и виртуальная реальность трансформируют индустрию проведения мероприятий», — говорит она. Результаты эксперимента пока достаточно скромные: с момента по явления на сайте турнира кнопки перехода на виртуальную трансляцию Prosense по ней перешли 5% посетителей сайта, или 5 тыс. человек из 97,5 тыс. зашедших на сайт за это время.

Западный опыт

Идею трансляций спорта в VR петербургская компания подсмотрела у американского стартапа Next VR, который за восемь лет существования привлек более $100 млн инвестиций.

Созданный в 2009 го ду продюсером и режиссером фильмов для IMAX ДиДжей Роллером и его партнером Дэвидо м Коулом стартап изначально специализировался на создании видео в 3D для телевизоров. Но когда эта технология «не полетела», начал разрабатывать проект для стриминга в виртуальной реальности (VR). ДиДжей Роллер еще в 2000-х годах помогал режиссеру Джеймсу Кэмерону создавать 3D-камеры, которые режиссер использовал для съемок фильма «Призраки бездны: Титаник» — он вышел в 2003 году и стал первым фильмом студии Disney в 3D.

Прогнозируемые продажи шлемов виртуальной реальности в 2016 году

3,5 млн шт. —  Samsung Gear VR
2,6 млн шт. —  Sony Play Station VR
1,1 млн шт. —  HTC Vive и Oculus Rift (совокупно) Данные: Superdata Search

В 2014 году компания привлекла инвестиции в размере $5 млн, а уже в феврале 2015 года показала первую трансляцию хоккейной лиги NHL в VR: трансляция была доступна через платформу Samsung Gear VR. Осенью 2015-го в компанию вложили $30,5 млн — инвесторами стали компании Comcast и Time Warner и холдинг The Madison Square Garden Company. Последний раунд инвестиций компания закрыла в августе 2016 года, когда в нее вложили $80 млн действующие и новые инвесторы, включая японскую корпорацию SoftBank. Инвесторы оценили Next VR в $800 млн.

Трансляции уже сегодня являются одним из самых популярных применений VR, поэтому можно ожидать, что их ждет очень большое будущее, говорит основатель игровой студии Nival Сергей Орловский.

Издание TechCrunch отмечало, что технологии трансляций с камер 360 градусов и стриминг спортивных мероприятий в VR станут спасением для фанатов, которые не могут себе позволить лететь через полмира, чтобы болеть за любимых атлетов. Олимпийские игры в Рио-2016 впервые транслировались в VR телеканалами NBC и BBC, напоминает издание.

Трудности монетизации

По прогнозу компании Deloitte, в 2016-м глобальный рынок VR впервые превысит оценку в $1 млрд, из которых $700 млн придется на продажи оборудования, остальные $300 млн займут доходы от игрового контента. Деньги от спортивных VR-трансляций Deloitte оценивать не пытается: сейчас неясно даже, как лучше устанавливать камеры, чтобы они не мешали игрокам, отмечается в отчете. Большого роста популярности теле- или киноконтента в VR в Deloitte также пока не ждут: его создается слишком мало — камеры не способны обеспечить должный уровень трансляции и съемки контента в VR-формате.

Колесник говорит, что производство панорамного и VR-контента пока является b2b-услугой. Сейчас в нем в основном заинтересованы бренды, заказывающие съемку рекламных роликов в VR, которые затем распространяются через брендированные кардборды — самый дешевый вид шлемов виртуальной реальности. Чтобы заставить платить за VR-контент конечного пользователя, ему нужно дать большой выбор готового контента, доступного для просмотра, считает он.

Динамика роста инвестиций в компанию Next VR
месяц, год  | $ млн
Источник:  данные компаний

Трансляции «ролевой модели» Prosense, Next VR, пока тоже бесплатны для конечного потребителя. Но директор по коммерческому продукту FOX Sports Дэвид Натансон при заключении соглашения о партнерстве с компанией отмечал, что трансляции с эффектом погружения дадут богатый простор для спонсорских и рекламных предложений — от прероллов и баннеров до интегрирования брендов в пространство виртуальной реальности.

Глухоедов также верит в возможное использование рекламных и брендированных продуктов во время трансляции, которые могут накладываться в виде графики и настраиваться в зависимости от поведения пользователя во время просмотра. Также он предполагает, что продукт компании может монетизироваться за счет продажи билетов на трансляции, например концертов.

Пока же Prosense зарабатывает основные деньги на рекламных видеопроектах, признает гендиректор. Средний чек на производство ролика он оценивает в 1 млн руб., но стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Стандартный пакет, в котором съемка осуществляется в течение трех часов с двух камер и видео транслируется на YouTube с минимальной обработкой графики, стоит около 300 тыс. руб. Премиум-трансляция в течение 12 часов, когда съемка ведется с трех точек и изображение передается в 3D в специальное приложение, как это было на St.-PetersburgOpen, стоит 770 тыс. руб.

Все, что зарабатывает, компания вкладывает в R&D и оплату работы сотрудников. Глухоедов надеется, что к концу года выручка достигнет десятков миллионов рублей. Он также добавляет, что в этом году Prosense планирует привлечь сторонние инвестиции в том числе для выхода на зарубежные рынки. Но их объем и имена потенциальных инвесторов Глухоедов не называет.

«Видео 360 градусов — очень перспективная технология, которая может обеспечить прорыв VR в нашу повседневную жизнь», — говорит управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава. По его мнению, хороший объект для инвестиций — компании, которые участвуют в создании инфраструктуры для сервисов в области видео 360, оборудования, платформ, приложений. Если компания занимается только предоставлением сервисных услуг, это не венчурная история, говорит Чачава: очень скоро выход на этот рынок будет открыт любому, кто готов потратить $3–5 тыс. на оборудование и софт.

Из всех компаний, занимающихся производством панорамного видео, Prosense выделяется тем, что пытается строить «вертикально интегрированную компанию» — работает над созданием собственных камер и плеера для воспроизводства видео, говорит директор центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков. Насколько Prosense может быть интересна венчурным инвесторам, он оценить затруднился: «У компании слишком широкий профиль — они и про маркетинг, и про документалистику, и про спортивные трансляции, и про создание оборудования. Это несколько настораживает, поскольку обычно венчурный бизнес — «моноистория», сосредоточенная на одном продукте».

Основная идея в том, что через три-пять лет VR станет массовым форматом просмотра мероприятий и событий, говорит совладелец Prosense Владимир Бакутеев. У компании есть планы выйти на одну-две трансляции в месяц к 2017 году. Для этого Prosense ведет переговоры с «Матч ТВ», который является обладателем прав на трансляцию большинства спортивных мероприятий в России. В пресс-службе «Матч ТВ» журналу РБК факт переговоров подтверждать отметили, что пока договоренностей о сотрудничестве с Prosense нет.

«Не все современные веяния будут приняты мгновенно во всех сферах», — замечает Наталия Канельзон из St. Petersburg Open. Даже она, согласившись на эксперимент с VR-трансляцией, отмечает, что вообще-то для организаторов турнира лучше, чтобы люди приходили на стадион.

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК, Тимур Иванов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От роя к социуму роботов От роя к социуму роботов

Естественный ход развития техники — создание систем роботов

Эксперт
Тайм-менеджмент для молодой мамы Тайм-менеджмент для молодой мамы

Молодые мамы не понаслышке знают об острой нехватке времени: поиграть, постирать, приготовить, погулять… Кажется, что круговорот дел никогда не закончится, а иногда в ежедневное расписание необходимо добавить еще и работу или учебу! Но ведь так хочется уделить хоть немного времени себе и мужу, а не только малышу. Тогда перед мамой встает вопрос о планировании и распределении времени с не меньшей актуальностью, чем перед бизнес-леди.

9 месяцев
Буря в бокале Буря в бокале

На рынке бордоских вин намечается очередной передел статусов.

Forbes
Держать баланс Держать баланс

Зачем топ-менеджеру оборонного завода выигрывать чемпионаты по конному спорту.

Forbes
Тяжелый случай Тяжелый случай

Неуверенные в себе люди меньше зарабатывают и не так счастливы

Cosmopolitan
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Land Rover Discovery «За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

АвтоМир
Работяга Peugeot Boxer Работяга Peugeot Boxer

Комфортный фургон с высокой грузоподъемностью и завидными ходовыми качествами... А еще он почти не ломается и не требует много топлива. Предприниматель Андрей Стеценко рассказал «АвтоМиру» о том, как однажды подарил себе на день рождения автомобиль мечты и партнера по бизнесу в одном кузове

АвтоМир
Toyota Avensis Toyota Avensis

Можно ли считать Avensis III преемником неубиваемой Carina E, станет ясно через каких-нибудь пять лет. Впрочем, уже сегодня «японец» демонстрирует отличные результаты в плане надежности

АвтоМир
Роды с мужем: за и против Роды с мужем: за и против

В последнее время все чаще можно услышать от молодых мам: «Мы рожали вместе с мужем». Зачем нужны партнерские роды, как к ним правильно подготовиться, какую реальную помощь мужчина сможет вам оказать и как определить, подходит ли именно вам такой вариант родов?

9 месяцев
Уйти нельзя, остаться Уйти нельзя, остаться

Как изменить отношение к опостылевшей должности

Cosmopolitan
Нечто большее Нечто большее

Конкурс автоэлегантности в Пеббл‑бич стал местом премьеры концепта Vision Mercedes‑Maybach 6. Видение, которое оказалось вполне реальным.

GQ
Богатые тоже любят? Богатые тоже любят?

Михаил Лабковский про отношениях с богатыми людьми

Cosmopolitan
Полюбить себя. Зачем? Полюбить себя. Зачем?

Психологи говорят: чтобы построить гармоничные отношения с миром, надо полюбить себя. Но как? Давай разберемся.

Лиза
Скорость их уже не отпустит Скорость их уже не отпустит

На автодроме «Крепость Грозная» состоялся четвертый этап чемпионата России по дрэг-рейсингу. Результаты финальных заездов вновь показали, что мощный автомобиль – это лишь часть успеха

АвтоМир
В пол­ном порядке В пол­ном порядке

Светлана Ходченкова объясняет, как заполучить звание главной актрисы страны

Glamour
В чем вся соль В чем вся соль

Реабилитация соли и разоблачение самых популярных заблуждений о ней

Cosmopolitan
Командовать парадом буду не я Командовать парадом буду не я

Бывший главный редактор мужского журнала объясняет, почему не быть начальником лучше, чем быть им.

GQ
Трудный возраст Трудный возраст

Что делать родителям, если любимый ребенок, начав взрослеть, становится совершенно чужим и не хочет даже разговаривать?

Лиза
Hyundai i30 Hyundai i30

Редактор Quattroruote прокатился на новинке еще до официального показа – во время доводочных испытаний.

Quattroruote
Горшочек, не вари Горшочек, не вари

Иван Глушков вбивает гвозди в гроб крафтового пива.

GQ
Зимний Вальс Зимний Вальс

Совмести­те ка­та­ние на лы­жах, ку­па­ние под сне­гом и зна­ком­ство с вы­да­ю­щей­ся и необыч­ной ар­хи­тек­ту­рой в Вальсе — по­та­ен­ном угол­ке Швейцар­ских Альп.

Vogue
Тяжелый металл Тяжелый металл

Почему «экологическая» поправка в закон об утилизации техники ухудшила положение дел в целой отрасли.

РБК
Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности

Какие ласки и движения доставляют тебе удовольствие? Наверняка ты заблуждаешься

Cosmopolitan
Бизнес-квартет Бизнес-квартет

Новый седан Alfa Romeo бросил перчатку холодным, надменным, но почти безукоризненным «тевтонцам». Что из этого получится? Выясняем на полигоне Quattroruote.

Quattroruote
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

«За эволюцией кроется революция» – с таким слоганом британцы показали миру Discovery второго поколения. Пришло время пятого поколения, и революция выступает уже открыто!

Quattroruote
Алтарь меломана Алтарь меломана

Понятие «меломан» появилось в Европе в середине XIX века и означало человека, который самозабвенно, но поверхностно изучал любые направления музыкального искусства. В наше время меломанами называют тех, кто может слушать разные жанры музыки, но превосходно разбирается в предмете своего интереса. И при этом он поклонник чистоты звука и старается довести звучание своей системы до абсолюта, меняя колонки, кабели и даже электрические розетки в доме. Для таких меломанов-аудиофилов мы составили подробный практикум.

The Rake
Победа над солнцем Победа над солнцем

Архитек­тор Николай Белоусов по­стро­ил в Подмоско­вье мо­дер­нист­ский сруб с па­но­рам­ны­ми ок­на­ми, на­зван­ный “Ловушка для солн­ца”. Рассказы­ва­ем почему.

AD
Суперкар для стиляги Суперкар для стиляги

Если вы ищете идеальную машину для новой Москвы с ее суженными из-за тротуаров улицами, лишенными парковочных мест, вам потребуется небольшой и стремительный автомобиль со стильным ДНК. Такой, как Smart Brabus.

The Rake
Цена счастья Цена счастья

Несмотря на отсутствие рядом мужчины, ты мечтаешь о ребенке?

Cosmopolitan
Умный в гору Умный в гору

Покоряем заснеженные склоны Норвегии

Cosmopolitan
Открыть в приложении