Работа в цифре. В чем минусы новых способов подбора персонала
Ряд направлений рекрутинга сегодня полностью ушел в цифру, но у диджитал-инструментов для работы с кадрами есть как достоинства, так и недостатки
В цифровые HR-технологии за последние два года в мире было вложено около $2 млрд. И будет вложено еще больше. В 2019 г., по данным опроса Fosway Group, проведенного среди 500 крупных компаний по всему миру (Apple, Coca-Cola, Ericsson, Henkel, IBM, Nokia, Siemens и др.), 68% международных работодателей планируют увеличить инвестиции в аналитику, 53% — в цифровые инструменты в рекрутинге, столько же — в обучение и развитие персонала. Российские наниматели тоже оценили — как пользу цифрового HR, так и его побочные эффекты.
Выигрыш в количестве, потеря качества
Как минимум одно направление рекрутинга сегодня полностью ушло в «цифру» — это подбор персонала на массовые позиции: кассиров в ретейле, операторов колл-центров, администраторов в сфере услуг и др. Большой набор онлайн-инструментов дает возможность построить всю «воронку» — от поиска кандидатов и обработки входящих откликов до проведения интервью. Одна из самых популярных в России HR-технологий — VCV-сервис, позволяющий кандидатам записывать видеоответы на вопросы HR-менеджера компании или рекрутера. Того, кто успешно прошел этот этап, отправляют на собеседование в компанию — как правило, на групповое интервью, где соискатели встречаются с рекрутером уже лицом к лицу.
В поисках кандидатов на массовые позиции работодатели стали вездесущи и активны. Например, при подключении к WiFi в московском метро вместо традиционной рекламы товаров повседневного спроса пассажир (если он является частью целевой аудитории нанимателя) видит лендинговую страницу вакансии. Тут же, в телефоне или планшете, он может пройти краткий опрос, цель которого — отсеять незаинтересованных кандидатов. Увидеть вакансии компании можно также в ее мобильном приложении — например, у Сбербанка. Захочешь отправить денежный перевод, а тебе покажут рекламу вакансии Java-разработчика, да еще и «подсветят» условия, от которых трудно отказаться: гибкий график, работа в составе аgile-команд и отсутствие дресс-кода — «Хочешь приходить на работу в джинсах, кедах или кроссовках? Пожалуйста!»
Плюсы:
VCV-сервисы позволяют стандартизировать процесс отбора персонала: кандидаты отвечают на одни и те же вопросы, а значит, находятся в равных условиях. Также запись ответов на видео позволяет существенно экономить компаниям, нанимающим людей в разных городах и странах.
Минусы:
Таким технологиям как VCV-сервис, доверяют далеко не все кандидаты. Многие опасаются, что видеоинтервью могут увидеть их работодатели. Отказываются от видеозаписи также из-за нехватки времени, ведь чтобы произвести хорошее впечатление даже на экране компьютера или телефона, все равно нужна подготовка. Как итог — до компаний доходит лишь малая доля качественных соискателей.