Мама, это не игрушки
Киберспорт – профессия, индустрия и бизнес будущего
Киберспорт – трудный ребенок игровой индустрии, только недавно вставший на ноги. Временем его становления принято считать 2010-е: как раз тогда число международных турниров выросло с десятка до двух с лишним сотен, а призовые фонды крупнейших из них стали исчисляться миллионами долларов (победители крупнейшего чемпионата по Dota 2 в 2018 году разделили между собой 25 млн). К середине десятилетия стало совершенно ясно, что это занятие для серьезных людей. Классическая иллюстрация: в 2015 году в одну из лучших в мире команд, российскую Virtus.pro, инвестировал холдинг миллиардера Алишера Усманова, а через три года Mail.ru group купила киберспортивную организацию Esforce.
С большими деньгами в киберспорт пришло некоторое ощущение стабильности. Еще десять лет назад игроки были первопроходцами и, отказываясь от учебы и работы в пользу игр, ступали на неизведанную территорию, рискуя своим будущим. Сегодня молодым людям, мечтающим о карьере профессионального игрока, уже есть на кого показать пальцем и сказать: «Я буду как он». В киберспорте есть свои звезды, и их судьбы складываются вполне «нормально» – взять хотя бы бывшего участника той же Virtus.pro Пашу Бицепса (Ярослава Яжомбковски), звездного игрока в CounterStrike: Global Offensive (CS:GO), завсегдатая качалки и примерного семьянина.
Киберспортсмены любят сравнивать себя с баскетболистами – может быть, потому, что в одну из самых популярных киберспортивных дисциплин, Dota 2, играют двумя командами по пять человек, и успех, как и в баскетболе, зависит от умения распределять роли и выстраивать стратегию. Известны случаи, когда талантливые подростки, недобрав сантиметров до профессионального баскетбола, делали себе имя на киберспортивной арене. Существует и обратная связь: успешные баскетболисты частенько говорят о своей любви к видеоиграм и спонсируют киберспортивные команды. Самый известный пример – Шакил О’Нил в роли покровителя команды NRG с составами по League of Legends, CS:GO, Overwatch и Super Smash Bros.
Однако на этом сходство, пожалуй, заканчивается: баскетбол – особенно в США – это старая система, в которой давно нашли себе место агенты, менеджеры и базы данных, куда стекается статистика по каждому игроку. Для киберспорта все только начинается, и решения для обработки информации об игроках и командах только появляются. Одно из них, платформу DreamTeam, недавно представила группа разработчиков под руководством Александра Кохановского – создателя одной из самых сильных в мире киберспортивных команд, украинской Natus Vincere (Na`Vi).
Искусственный менеджер
Киберспорт – явление в некотором смысле более массовое, чем любой другой спорт: почти все болельщики тоже играют. А вот профессиональных команд маловато. По данным, которые приводит DreamTeam, соотношение игроков League of Legends и футбола в мире сопоставимо – 300 млн против 250, а вот профессиональных команд в LoL наберется всего около сотни, тогда как футбольных клубов существует 300 тыс. Платформа DreamTeam должна помочь исправить ситуацию: через нее можно будет искать игроков, решать некоторые правовые вопросы и платить спортсменам зарплату и призовые, проводя транзакции через блокчейн.