«Мне интересно со святыми»
Какие личные проблемы можно решить, изучая жития, и почему Бога нельзя выводить на сцену? Разговор с Леонидом Огородновым, автором методики «агиодрама», которой в новом году исполняется 10 лет.
Psychologies: «Агио» по-гречески «святой», а что же такое агиодрама?
Леонид Огороднов: Когда зарождалась эта методика, мы делали постановку житий святых средствами психодрамы, то есть драматической импровизации на заданный сюжет. Сейчас я бы определил агиодраму шире: это психодраматическая работа со Священным Преданием. Кроме житий сюда входит постановка икон, текстов святых отцов, церковной музыки, архитектуры. Например, моя ученица, психолог Юлия Труханова поставила внутренний интерьер храма.
Поставить интерьер – это возможно?
Возможно поставить все, что можно рассматривать как текст в широком смысле, то есть как организованную систему знаков. В психодраме любой предмет может обрести свой голос, проявить характер. Например, в постановке «Храм» были роли: Притвор, Храм, Иконостас, Паникадило, Паперть, Ступени к храму. Участница, выбравшая для себя роль «Ступени к храму», пережила озарение: она поняла, что это не просто лестница, эти ступени – проводники из повседневности в мир сакрального.
Участники постановок – кто они?
Такой вопрос предполагает разработку тренинга, когда определяется целевая аудитория и для нее создается продукт. Но я ничего такого не делал. Я занялся агиодрамой, потому что мне это было интересно. Так что я вешал объявление, а еще обзванивал друзей и говорил: «Приходите, заплатить нужно только за помещение, давайте поиграем и посмотрим, что из этого получится». И приходили те, кому это тоже интересно, их было довольно много. Ведь есть же чудики, которые интересуются иконами или византийскими юродивыми X века. Так же было с агиодрамой.
Агиодрама – терапевтическая или образовательная методика?
Не только терапевтическая, но и образовательная: участники не просто понимают, но получают личный опыт о том, что такое святость, кто такие апостолы, мученики, преподобные и другие святые. Что касается психотерапии, то с помощью агиодрамы можно решать психологические проблемы, но способ решения отличается от принятого в классической психодраме: по сравнению с ней агиодрама, конечно, избыточна. Какой смысл вводить в постановку святых, если можно просто поставить маму и папу? Не секрет, что большая часть наших проблем связана с детско-родительскими отношениями. Решение таких проблем лежит в поле нашего «Я». Агиодрама – это систематическая работа с трансцендентными, в данном случае – с религиозными, духовными ролями. «Трансцендентный» значит «пересекающий границу». Разумеется, границу между человеком и Богом можно пересечь только с помощью Бога, поскольку она Им установлена. Но, например, молитва – это обращенность к Богу, а «молящийся» – трансцендентная роль. Агиодрама позволяет пережить эту обращенность, выйти – или хотя бы попытаться – за пределы собственного «Я», стать больше своего «Я».