Желание чего-то иного
Однажды оно приходит. Хочется круто изменить жизнь: развестись, сбежать из родного города за тридевять земель, бросить работу и открыть свой бизнес… Но что за этим стоит? Каковы настоящие причины желания все изменить? И как понять: конструктивны или вредоносны такие желания?
Бывает так, что необходимость в изменениях действительно назрела. И за жаждой все изменить стоит нечто большее, чем тревога и желание сбежать от ответственности и накопившихся ошибок: не исключено, что подает голос наше истинное «Я». 28-летняя Мария работала на местном телеканале и жила с молодым человеком, когда ей в голову вдруг пришло: она хочет заниматься музыкой! В ее родном городе перспектив для таких занятий не было. «Мой друг счел идею безумной, а я не хотела от нее отказываться, – вспоминает она, – поэтому уехала одна. Признаюсь, потом я не раз жалела о своем решении, но решила все же не возвращаться. Сейчас я бас-гитаристка в маленькой группе...». Что же это, каприз или серьезный выбор?
Следовать за судьбой
Нужно следовать за своей судьбой, уверена психоаналитик Жюльетт Аллэ (Juliette Allais): «Лакан называл этот особый порыв, который делает нас живыми, желанием. Оно выводит нас на ту дорогу, которая и есть наша». Наше призвание находится в самом сердце жизненной энергии, радости, мотивации. Оно подобно внутреннему свету, который заставляет нас светиться, блистать в избранной области. «Когда мы удаляемся от него, то как бы гаснем, – продолжает психоаналитик. – Я бы посоветовала задуматься о таком недостатке аппетита к жизни».
Есть семьи, в которых понятие о призвании ценят и поощряют. И другие, где «люди так не делают», «это несерьезно», «это невозможно». Проявление семейной лояльности порой заслоняет нам путь к самим себе. Но отдаление от собственной уникальности может привести к депрессии. «Следует прислушаться к тому, что пытается возвратить нас к нам самим: ощущение общего неблагополучия, встречи, которые воспринимаются как знаки, ощущение, когда щемит в сердце, если мы видим радостного человека или читаем книгу, пробуждающую непонятную ностальгию. Следовать своему призванию не всегда комфортно. Но если отвернуться от него, мы можем дорого за это заплатить», – заключает Жюльетт Аллэ.
Куда бежать?
Семейный психолог Светлана Лосева делится историей: к ней на консультацию пришла женщина, мечтавшая о новой любви.
– Хочу уехать в Америку, выйти замуж, родить детей и жить на берегу океана.
– А на берегу какого океана хочешь жить? – уточнила психолог.
– Не поняла...
– Америку омывают два океана. На берегу какого ты видишь свою семейную жизнь?
– Да? – удивилась мечтавшая об Америке клиентка. – Так глубоко я не думала.
В дальнейшем выяснилось, что за мечтой о любви и океане стояло желание любой ценой уйти из родительского дома, где ей было некомфортно. Таких историй немало. Светлана Лосева объясняет: в попытке изменить жизнь многие руководствуются не стремлением к новым горизонтам, а желанием бегства. «Бегут от неудовлетворенности жизнью, от тотального контроля родителей, от бытовых условий, от мужа-узурпатора, от жены-истерички… При этом сами клиенты могут считать, что бегут к чему-то: большей зарплате, лучшим бытовым условиям, новой любви… Но часто они не готовы к тем неизбежным трудностям, которые придется преодолевать, создавая для себя новые условия и окружение». Помимо материальных и бытовых вызовов нас может ожидать неудовольствие и даже осуждение прежних знакомых, привыкших видеть нас в старой роли.