«Путь к счастью – стать терапевтом для самого себя»
Достаточно ли для счастья тихой повседневности – или нужно найти свое призвание? Если да, то по каким признакам его вычислить? Неожиданные ответы гештальт-терапевта.
Psychologies: Как найти свое предназначение?
Ольга Долгополова: Его не надо искать. Это то, что предназначено нам еще до рождения. Родители, их окружение есть уже тогда, когда мы еще только собираемся появиться на свет. Рожденный князем всегда князь – это не его выбор, а его положение. Конечно, сословный контекст исчез, но осталось то, что в нашей жизни определяется не нами. Не будем путать предназначение с призванием. Призвание – это склонность к тому или иному делу. Поскольку жизнь большинства из нас зависит от трудоустройства, то и призвание чаще всего связано с трудовой деятельностью. Это про то, как обнаружить, к чему душа лежит.
И как же это обнаружить?
О.Д.: Представить себя в этом деле: вот я его выбрал, и какой я в нем – ленивый, приступаю без особого желания, стараюсь побыстрей закончить? Или наоборот – оно поднимает мою энергию, вызывает возбуждение, интерес, мне хочется продолжать.
А судьба – она существует?
О.Д.: Существует, если понимать ее как стечение обстоятельств, которые мы не заказывали. Здесь четыре группы факторов. Первая – биологическая: тип нервной системы наследуется и не поддается корректировке. Сюда же относятся травмы, полученные при рождении. Вторая – социальные факторы: война или мирное время, голод или сытость, какое образование можно получить. Третья – события: смерть родных, физические травмы (например, кто-то попал под машину)… И четвертая – родители. Ко мне часто на прием приходят мамы с огромным чувством вины: «Я навредила своему ребенку!» В этом случае я напоминаю, что это может быть, но влияние родителей – на четвертом месте после биологии, социальных и событийных факторов.
Но все-таки бывает так, что родители своим воспитанием испортили нам жизнь?
О.Д.: Бывает. И тут два варианта развития событий. Кто-то верит, что ущерб непоправим, так что с меня взятки гладки. А кто-то хочет разобраться, в чем этот ущерб состоит, и мы это исследуем: какие потребности не были удовлетворены, чего не хватило. Но не для того, чтобы покарать родителей, а для того, чтобы мы могли удовлетворять эти потребности сами.