А ты возьми и купи слона
Зазывающие рекламные слоганы, яркая упаковка, продуманное пространство торгового зала или онлайн-маркетплейса увлекают нас в мир мечты, грез и смелых желаний. Раз! – и, как по взмаху волшебной палочки, мы обнаруживаем, что расстались с энной суммой денег или купили ненужную вещь. Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?
Сколько раз мы ловили себя на том, что купили что-то ненужное, десятые совершенно одинаковые туфли, или начали зачем-то собирать фишки в супермаркете? Иногда кажется, что маркетологи так виртуозно управляют нашим сознанием, что противостоять им совершенно невозможно. Но это не так, уверяет когнитивно-поведенческий психолог Михаил Кузьмин и предлагает рассекретить манипуляции продавцов: «У каждого из нас есть ограниченный набор предустановленных «драйверов» мышления, на которые продавцы различных товаров с тем или иным изяществом влияют. Не стоит считать, что маркетологи каждый раз выдумывают что-то новенькое. Продажа товаров – как игра на рояле: всего семь нот, но множество различных комбинаций!»
На всякого мудреца довольно простоты
Процесс мышления у каждого из нас сопровождается когнитивными искажениями (так называемыми ошибками мышления) – ими-то и пользуются маркетологи для манипуляций нашим сознанием. Набор когнитивных искажений ограничен – его описал в 1950-е годы родоначальник рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис. И нехитрые приемы, основанные на этих искажениях, до сих пор работают, принося огромные прибыли супермаркетам и маркетплейсам. В последнее время к этим приемам добавился анализ больших данных и возможности нейросетей. Теперь стоит нам купить смартфон, как искусственный интеллект незамедлительно предложит чехол, зарядку и наушники к новенькому девайсу. Вряд ли мы сможем бороться с ИИ, зато в наших силах отточить наблюдательность и повысить бдительность, чтобы не стать легкой добычей на маркетплейсах.
Следите за руками
Что подталкивает нас к приобретению, даже если мы не собирались ничего покупать? Специалист по критическому мышлению нейропсихолог Лев Малазония перечисляет самые распространенные побуждающие приемы, основанные на наших когнитивных искажениях, и дает рекомендации, как им противостоять.
Срочность, дефицитность. «Только до 10 сентября! Закрываемся через час! Остался один экземпляр!» – приходилось вам слышать подобные призывы? Как вы думаете, о чем они говорят? Все просто – продавцы играют на страхе упущенной выгоды. Мы думаем: «Так мало времени осталось. Надо брать, пока есть». И покупаем даже то, что нам и бесплатно не нужно было. Причем продавцам гораздо проще манипулировать нашим мышлением, когда мы находимся в незнакомой обстановке и у нас нет времени для принятия решения. Например, когда мы приезжаем в другой город, нам сразу начинают приходить эсэмэски с «уникальными» предложениями (и, что немаловажно, срочными). «Для защиты от этой манипуляции вполне достаточно взять паузу и без эмоций поразмышлять пару минут. Если подумать вам не дают, значит, велик риск обмана. В этом случае лучше быстро уйти с места продажи», – предостерегает нейропсихолог.