Культовые кроссовки, выпуск 19: Nike Air Max 95 — самая популярная модель в Японии
Новый выпуск истории легендарных кроссовок мы посвятили Nike Air Max 95. Их популярность в России сильно уступает настоящему культу в англоговорящем мире или Японии, но пара во многом определила траекторию движения Nike. А еще ее можно назвать, вероятно, самой «живой» в линейке Air Max.
Дорогу молодым
История Air Max 95 была нетривиальной с самого начала. В начале 1990-х беговое подразделение Nike не занимало лидирующую позицию в структуре бренда, как сегодня, — основные заработки приносил баскетбол. Air Jordan, Dunk, Terminator, Air Force (о первой модели этой линейки рассказывали тут) и похожие модели пользовались бóльшим спросом, чем Air Max. Руководство бренда желало «подтянуть» беговое направление.
К 1994-му создатель оригинальных Air Max (в основном их верха) Тинкер Хэтфилд и его коллеги осознали необходимость изменить подход к дизайну. Для этого решили призвать «варяга» из другого, не бегового, подразделения. Таким человеком стал Серджио Лозано. Молодой дизайнер работал в компании всего четыре года в малоизвестной тогда аутдорной линии Nike ACG (All Conditions Gear). Как и многие великие карьеры, эта началась со случайности и фразы «Ну попробуем».
Старшекурсник факультета промышленного дизайна, Серджио в 1990-м записался на собеседование с представителями Nike: производитель быстро рос и активно набирал молодых дизайнеров на Западном побережье США. Увлечение кроссовками было ни при чем — находчивый студент просто хотел приобрести опыт собеседований. И первое, и второе интервью прошли успешно, и Серджио получил оффер. Позже он понял, что тройка управленцев, с которыми он общался, состояла из Марка Паркера (будущего CEO), Тинкера Хэтфилда (будущего вице-президента по дизайну и инновациям) и Сэнди Бодекера (сотрудника фирмы с 1979-го и будущего создателя Nike SB). Вместо планируемой пары лет в компании Серджио провел там чуть больше 30. Он ушел лишь в 2021-м, оставив наследие в виде ACG Air Mada, Air Tuned Max и некоторых других.
«По образу и подобию своему»
Пока же вернемся в 1994-й, когда Лозано привлекли к амбициозной задаче вывести Air Max на новый уровень. Задачу боссы сформулировали просто: сделать то, чего раньше они не видели. В беге наш герой совершенно не разбирался — его познания ограничивались наблюдением издали за атлетами у штаб-квартиры в Бивертоне. Тинкер Хэтфилд учил подопечного: одного лишь хорошего дизайна недостаточно, за ним должна стоять история. В случае «95-х» Серджио сочинил целые две.
На волнистый дизайн верха кроссовок его натолкнула природа Орегона. Горизонтальные полосы символизировали слои минеральных пород — для наглядности можете посмотреть на Пейнтед-Дезерт в США. Вторым источником вдохновения послужила человеческая анатомия: сетчатый слой сверху намекал на соединительную ткань и сухожилия. Фактурные вертикальные полосы, которые заканчиваются нейлоновыми петлями для шнурков, — аллюзия на грудную клетку. У человека два мозга — головной и спинной — и всего один позвоночник. Мозги Air Max 95 отдали на аутсорс своему владельцу, зато «позвоночника» у них целых два. Первый скорее декоративный: это поддержка пятки в форме наслаивающихся позвонков. Второй — пластина в подошве: это строго функциональная деталь, улучшающая устойчивость и придающая жесткость кроссовкам.
Оригинальная расцветка включала «лестницу» из оттенков серого: от черной подошвы к более светлому верху. Такой окрас был нетипичным: традиционно подошву делали белой. И Серджио подготовил два противоположных скетча: с классической белой подошвой и с дожившей до релиза черной. В выборе последней был как практичный аспект, так и элемент новизны. Другой инновацией стал неоново-желтый цвет, которым выделялись акцентные баллоны, петли для шнурков и… маленький логотип Nike в районе щиколотки. Да, брендинг был скромным, и добавили его после того, как разработали концепцию. По задумке дизайнера она была самодостаточной и не нуждалась в «свуше». Лозано вспоминает, что после презентации силуэта один из слушателей прокомментировал: «Мы никогда не выпустим эту расцветку». Однако ее в итоге и увидел покупатель, а потом еще дюжину перевыпусков за следующие 30 лет.