«Лучший контент производят телевизионные люди»
Редакционный директор «Правил жизни» Сергей Минаев обсудил с генеральным директором «Газпром-Медиа Холдинга» Александром Жаровым будущее телевидения, онлайн-платформ и то, как на нем скажется смена эпох.
Сергей Минаев: Есть вопрос, который меня волнует с момента нашей первой встречи. Ты окончил университет. Стал врачом, и довольно успешным. Ты когда-нибудь мог себе представить, что окажешься в кресле топ-медиаменеджера?
Александр Жаров: Если коротко – нет. Если подробно, дело было так. В 1997-м меня пригласили работать обозревателем в популярный медицинский журнал. Я начал писать. Потом работал в информагентстве, потом – на телевидении. Пожалуй, я только на радио не работал. Поэтому к СМИ я имею отношение давно. С 2000 года я был на госслужбе и тоже занимался СМИ непосредственно или опосредованно. Когда в 2008-м меня назначили заместителем министра связи и массовых коммуникаций, я курировал отрасль. Ну и потом – 8 лет в Роскомнадзоре. Тоже прямое отношение к СМИ. А затем – достаточно неожиданно для меня – мне предложили возглавить «Газпром-Медиа». Я согласился сразу. Потому что, во-первых, это интересно, во-вторых, – безусловно, вызов.
Сергей: У каждого есть детские воспоминания о телевизоре. У меня такое: конец 1980-х, идет передача «Что? Где? Когда?». Ведущий говорит: «Мы хотим замерить аудиторию». А никаких инструментов нет. Он говорит: «Выключите на пять секунд телевизоры». И я вижу, как гаснет весь квартал за окном. Ты помнишь свое первое знакомство с теликом?
Александр: Такой истории у меня нет. Но российское телевидение на переломе 1980-х и 1990-х, безусловно, сильно изменилось. Я – тогда еще молодой человек – просто впитывал все новое. Меня больше всего интересовала музыка и программы «50 х 50», «…До 16 и старше», «МузОбоз». Безусловно, это было событие. Мы слушали новую русскую музыку, западную музыку, видели и живого Цоя, «Наутилус Помпилиус». Это было неожиданно и просто оглушительно. И меня всегда интересовал юмор.
Сергей: Если не считать КВН, то первое юмористическое шоу на ТВ за пустил НТВ. «Оба-на!» с Угольниковым.
Александр: Конечно. Оно недолго просуществовало, все переругались. Но это тоже было событие.
Сергей: Вот ты приходишь в «ГазпромМедиа». В этот момент у нас уже есть три кита: Эрнст, Добродеев и Кулистиков. Как ты себя ощущаешь рядом с ними? Вы же встречаетесь на совещаниях, на мероприятиях.
Александр: Мне было абсолютно комфортно, потому что мы были знакомы давно. У Олега Борисовича Добродеева я работал, был его замом. Не очень долго, чуть больше года. Это были месяцы, насыщенные общением с профессионалами.
Сергей: Одно дело – ты с ним когда-то работал. Другое – сейчас ты с ним конкурируешь.
Александр: У нас как были хорошие отношения, так и остались. У меня не было намерения доказать им что-то. В мои руки попала очень большая компания, и я рассуждал как менеджер: что мне нужно сделать, чтобы удержать доли, что сделать, чтобы повысить прибыльность? Как у гендиректора у меня один ключевой показатель – прибыльность компании. И она складывается из множества элементов. Поэтому дискомфорта или ощущения «ох, я попал на битву» – такого не было. Я все-таки считаю, что мы работаем в одной индустрии. Я всегда чувствовал, что коллеги относятся к ней бережно. В свое время они ее создавали. То самое телевидение, которое мы только что обсудили.
Сергей: Мы все на кого-то ориентировались или у кого-то учились. Ты можешь назвать своих учителей?
Александр: Один из базовых моих принципов – это, как говорил кто-то из древних, нет друзей, нет врагов, есть учителя. Все, с кем мы сталкиваемся, чему-то учат.
Сергей: Начиная с конца 1990-х российское телевидение уже было масштабным и интересным. Если мы будем сравнивать с европейским рынком, например. Мы сделали его раза в три сильнее. А сейчас ты что-то брал из западных медиа?
Александр: Все-таки «ГазпромМедиа» – это крупнейший холдинг, который производит массу оригинального продукта. Я думаю, это одна из наших сильных сторон. Мы и сейчас занимаемся разработкой собственных форматов. Так получилось, что все западные форматы канули в лету. И мы очень внимательно смотрим на развивающиеся рынки – например, на Корею. Абсолютный хит НТВ последних лет, шоу «Маска», – продукт, придуманный корейцами. У них этот формат называется The Masked Singer.
Сергей: Франшиза.
Александр: Верно. Мы работаем с турками. Наша «Музыкальная интуиция» – это франшиза турецкого формата. Сейчас с продюсером Данилой Шараповым мы снимаем русскую версию абсолютного женского хита «Постучись в мою дверь».
Сергей: Давай немного о хитах поговорим. Ты помнишь эти длиннющие сериалы из 1990-х? «Богатые тоже плачут», вся эта латиноамериканская история. Куда она делась? Все эти сериалы до сих пор производятся.