России нужны станки, дороги и умные люди
Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях. Хватит ли их, чтобы создать основу будущего экономического роста? Для ряда ключевых отраслей из-за низкой базы это только самое начало процесса восстановления
Инвестиции в основной капитал в этом году превысят самые оптимистичные прогнозы правительства и большинства экономистов. По предварительной оценке Росстата, в январе—сентябре инвестиции выросли на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и никаких признаков их замедления в четвертом квартале не наблюдается. Напомним, Минэкономразвития в апреле прогнозировал годовой прирост инвестиций на 0,5%, а в сентябре повысил прогноз до 6%. Означает ли этот неожиданный поток инвестиций, что в следующем году ВВП вырастет выше текущих прогнозов, задает ли он базу для среднесрочного рывка?
Бум на свои
В этом году инвестиции в основной капитал показывают настоящий бум: за январь—сентябрь они составили 20 трлн рублей, это, повторим, на 10,8% больше в реальном выражении, чем годом ранее. Последний раз такой годовой темп роста инвестиций в основной капитал наблюдался в 2011 году, и даже в период мощного послепандемийного восстановления в 2021-м рост составил всего 8,6%.
При этом, если судить по данным Росстата (без МСП и инвестиций, не наблюдаемых напрямую), то 46,3% всего объема инвестиций в основной капитал было направлено на строительство нежилых зданий и сооружений, 34,2% — на закупку машин, оборудования и транспортных средств, 6,4% — на объекты интеллектуальной собственности, 6% — на строительство жилых зданий и помещений.
Как видно из этих данных, инвестиции в основной капитал напрямую создают спрос на инвестиционные товары, который сразу отражается в ВВП — в том году, в котором они были осуществлены. В официальной статистике это отражается в данных ВВП по использованию доходов, в графе «валовое накопление основного капитала». Там инвестиции идут в формате «приобретение за вычетом выбытия ценностей». Доля этого показателя в годовом ВВП в 2011–2022 годах стабильно составляет 20–21%. В первом и втором кварталах 2023 года было 15,3 и 20,8% соответственно, что примерно на 1–2 п. п. выше, чем в тех же кварталах предыдущих лет.
Но налицо не только спрос на инвестиционные товары — с их предложением у нас тоже все весьма неплохо. Об этом можно судить по сводному индексу предложения инвестиционных товаров Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). С динамикой этого индекса можно ознакомиться на графике 2. Как видим, после просадки в 2022 году, по всей видимости связанной с санкциями, уходом ряда иностранных компаний и выжидательной позицией некоторых российских компаний, предложение инвестиционных товаров в России превысило предыдущий рекорд конца 2021 года и если и замедляется, то снижаться пока точно не собирается.
Что касается источников финансирования инвестиций в основной капитал, то даже сейчас, в период бума, они вполне традиционные для России: 57,5% — собственные средства, 17,3% — бюджетные (в том числе 8,3% — средства федерального бюджета) и только 9,2% — кредиты банков. Последняя цифра привлекает особое внимание, так как она даже хуже и так удручающих примерно 10–11% в среднем в последние годы. Конечно, если учесть уровень ключевой ставки Банка России, ничего удивительно в ней нет, но легче от этого не становится. Подробнее об этой ситуации можно почитать в интервью с директором Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александром Шировым «Проблема не в ЦБ. Нужна обновленная экономическая стратегия» («Монокль» № 8 от 11 декабря 2023 года). Видимо, это же стало главной причиной того, что доля собственных средств в инвестициях находится на рекордном уровне. Предыдущий рекорд был в 2021 году и составлял 56%. Впрочем, дело может быть и во вложениях в развитие производства на государственных предприятиях, которые вполне могут отражаться в статистике не как бюджетные средства, а как собственные средства предприятий.
Рост по всем основным направлениям
Пора посмотреть на ситуацию в отдельных отраслях. Начнем с самых значительных обобщенных агрегатов, а потом внимательнее присмотримся к отраслям, которые, по нашему мнению, создают основу для будущего роста экономики. Первое, что мы видим: обработка наращивает инвестиции вдвое активнее нефтегаза. Так, на инвестиции в добычу полезных ископаемых приходится 19,5% в общем объеме (на нефтегаз — 12%), зафиксирован прирост в 5,8% (нефтегаз — 5,1%). Тогда как инвестиции в обрабатывающие производства составляют 17,6% от общей суммы, прирост на 12,2%. Еще интереснее бурный прирост инвестиций в обеспечение электроэнергией, газом и паром и профессиональной, научной и технической деятельности (см. график 4).
Как видим, идет прирост по всем крупнейшим обобщенным категориям. Более того, во многих секторах инвестиции в соотносимых ценах находятся либо на рекордных уровнях, либо на близких к ним. Соответственно, через какое-то время можно ожидать, с одной стороны, снижения инвестиций, а с другой — роста выпуска продукции или роста производительности. Правда, подсчитать, когда именно это произойдет и какой конкретно будет эффект, практически невозможно. Ведь в подавляющем большинстве случаев имеют место инвестиционные циклы: компании, наблюдая или ожидая рост спроса, вкладывают средства, через какое-то время эти вложения превращаются в расширение мощностей или в новые производства, товары выходят на рынок, его насыщают, потребность в дальнейшем расширении исчезает, а компании пожинают плоды прошлых инвестиций в виде увеличивающихся доходов. Соответственно, в идеале мы получаем рост ВВП в результате роста выпуска товаров. Понятно, что от инвестиций в производство до роста выпуска в разных секторах и у разных компаний проходит разное время.