Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить
Разбираемся, как планировать свое время и почему многие люди — независимо от таланта и силы воли — откладывают дела, срывают сроки и опаздывают на встречи
Самым известным русским прокрастинатором был Достоевский, чей издатель Федор Стелловский однажды не выдержал и заключил с ним пари: если тот не сдаст роман «Игрок» через четыре месяца, то издатель получит право издавать все произведения писателя без выплаты ему гонорара в течение девяти лет. Это был 1866 год, Достоевский был глубоко в долгах и очень нуждался в гонорарах, так что роман буквально отделял его от бездны нищеты. Однако за месяц до окончания дедлайна «Игрок» не был даже начат — в итоге десять печатных листов романа были написаны за 24 дня, и успел он в срок только благодаря помощи стенографистки, его будущей жены Анны Сниткиной.
В такие моменты всегда интересно, о чем думает нарушитель дедлайна. Возможно, ни о чем и у него в голове просто звучит музыка из оперы «Дон Жуан» Моцарта. Это не просто одно из лучших произведений композитора, но и настоящий гимн прокрастинаторов: ее он дописывал в день премьеры и музыканты получили партитуру буквально перед выходом на сцену.
Проблемы со срывами дедлайнов испытывали многие знаменитости, начиная от американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, который набросал свой самый известный проект «Дом над водопадом» за пару часов до прихода в бюро клиента, и заканчивая автором «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, которая предпочитает игнорировать работу путем игры в Minecraft, заваривания чая и листания соцсетей.
Если верить ВЦИОМ, прокрастинация России незнакома, еще недавно ее за собой не замечали 66% наших соотечественников, и только 30% опрошенных (в основном молодежь 18‒24 лет) честно признались, что постоянно откладывают важные дела.
Как же так выходит, что мы предпочитаем оттягивать момент работы как можно дольше, несмотря на возможные последствия, которые не пугают нас ни утратой доверия, ни потенциальной потерей денег? И главное: что с этим можно сделать?
Ошибка планирования
Если вы регулярно пропускаете сроки сдачи рабочего проекта, потому что трехчасовая, как изначально казалось, задача опять заняла восемь часов, и корите себя за это — не переживайте. Такое бывает даже с очень крупными, известными на весь мир проектами. Помните Сиднейский оперный театр, это великолепное «парусное» здание и шедевр архитектуры? Австралийское правительство впервые заказало проект в 1958 году, а срок окончания строительства был намечен на 1963 год. Однако здание было открыто только в 1973 году — с опозданием на десять лет и огромными дополнительными затратами.
Не вдаваясь в витиеватые подробности австралийского госзаказа, можно сказать, что и строители, и правительство сильно недооценили сроки, хотя изначально была понятна сложность и масштабность проекта, который вряд ли уложился бы в пять лет. Почему так вообще происходит? Исследователи сходятся во мнении, что наше восприятие имеющегося времени, своих возможностей и препятствий, на которые мы можем натолкнуться, сильно искажено. Это явление называется ошибкой планирования (planning fallacy), и оно случается с профессионалами всех уровней и специализаций.
Его впервые описали двое ученых: Дэниел Канеман, получивший за это Нобелевскую премию по экономике в 2002 году, и его коллега Амос Тверски. Они стоят отдельного упоминания еще и потому, что одними из первых начали менять экономическую науку. Они показали в своих исследованиях (которые, к слову, больше относились к области когнитивной психологии), что модели рыночных отношений не могут быть формальными, просто потому, что формальные модели пренебрегают очень важным фактором — человеческим поведением. То есть ученые доказали, что на когнитивные искажения влияют не наши эмоции, как принято думать, а в принципе сам образ нашего мышления. Отсюда и появляется необоснованная уверенность в себе и сроках.