Кино
Тысяча и один фильм: что снимают и смотрят в Объединенных Арабских Эмиратах и странах по соседству
Арабская столица финансов, небоскребов, пляжей и развлечений не испытывает недостатка в любителях роскоши, в том числе киноманах. Один из самых популярных запросов в поисковике – «кинотеатры в Дубае с фильмами на русском языке». Пока местные сети Roxy Cinemas и Vox Cinemas могут предложить зрителям из России только «Чебурашку».
Также в прокате – главные блокбастеры Голливуда, Болливуда и Лолливуда (по названию города Лахор, центра кинопроизводства в Пакистане) на английском, арабском, тамильском, телугу, хинди и других языках. Большинство из этих фильмов можно посмотреть в любой другой части света. А как обстоит дело с оригинальным контентом? «Правила жизни» публикуют гид по кинематографу ОАЭ и близлежащих государств.
Объединенные Арабские Эмираты
История
В конце 1980-х по национальному телевидению ОАЭ начали транслировать первые художественные фильмы. Пара телефильмов и сериал не могли утолить жажду зрителей, поэтому страна в конце концов начала производить полнометражные картины. В 2002 году на кинофестивале в Абу-Даби был объявлен первый киноконкурс, который стимулировал локальных режиссеров. После него в 2004-м эстафету принял Дубайский международный кинофестиваль, где демонстрировались в основном короткометражные ленты.
Национальный дебют случился в следующем году, когда во всех кинотеатрах ОАЭ вышла драма Хани Аль Шабани «Сон». Этот эмиратский фильм открыл эру широкого проката блокбастеров и привлек внимание к местному кинорынку со стороны Болливуда и Лолливуда. Но, помимо коммерческого направления, в ОАЭ также развивается независимый кинематограф, и специально для показов арт-хауса были открыты кинотеатры The Scene Club и Cinema Akil.
Для повышения темпов кинопроизводства в регионе в 2005 году был построен комплекс Dubai Studio City. Чтобы регулировать локальный контент, исполнительный совет ОАЭ в 2012 году создал Дубайскую комиссию по кино и телевидению (DTFC). Она же выдает разрешения на съемку в Дубае продюсерам из других стран, которые приезжают сюда за богатой натурой. Например, экранизация гоночной видеоигры Gran Turismo Нила Бломкампа или эпизод «Мира Дикого Запада» снимали в Дубае.
- «Аравийские пески» (2008) –Маджид Абдулразак
- «Город жизни» (2009) – Али Мустафа
- «Морская тень» (2011) – Наваф Аль Джанахи
- «Поднимаясь в небеса» (2015) – Саид Салмин ал-Мурри
- «История теней» (2017) – Тарик Аль Казим
Саудовская Аравия
История
Королевство Саудовская Аравия познакомилось с кино в 1930-х. В рамках сотрудничества с американской нефтяной компанией California-Arabian Standard Oil (впоследствии Saudi Aramco) в Дахране были построены жилые комплексы для иностранных сотрудников, в них и располагались домашние кинозалы. Конечно, это был эксклюзив, но интерес простых жителей страны к киноискусству был силен, и уже в 1950-х в разных городах начали появляться подпольные кинотеатры. Показы хаотично проходили то во внутренних дворах домов, то в спортивных клубах, то в зданиях посольств. Посещать показы, на которых демонстрировались турецкие, египетские и индийские фильмы, можно было только мужчинам. Хотя с точки зрения ислама кино не считалось недопустимым, посещение кинотеатра не соответствовало культурным нормам.
Полноценная киноиндустрия начинает формироваться в Саудовской Аравии только в 1960-х. Главным экраном страны становится телевидение с его «киновечерами», а первыми актерами – участники университетских театров. Критики до сих пор спорят, какой фильм можно считать первым саудовским. На это звание претендуют короткометражка «Муха» (1952), драма «Раскаяние» (1965) и историческая лента «Убийство города» (1976) о ливанской гражданской войне.
После трагедии 1979 года в Мекке, когда в результате теракта погибли 255 человек и еще 560 были ранены, в стране усилились волнения и возросла активность религиозных консерваторов. Они обвинили во всем кинематограф, так как он противоречил учению ислама и имел тлетворное влияние на людей. Под их давлением в 1983-м правительство полностью запретило кинотеатры. Тогда люди переключились на телевидение и видео, отдав предпочтение зарубежным фильмам. В 1990-х на правительственном канале появилось сатирическое скетч-шоу Tash ma Tash, и в отношении законодательных и религиозных норм наметилось потепление. Позже получили широкое распространение спутниковое ТВ и пуб личный интернет. Саудовский сайт-кинофорум Cinemac сыграл важную роль в воспитании целого поколения будущих критиков, сценаристов и режиссеров страны.