Цифровое око правосудия. Как роботы помогают искать преступников в России

Алгоритмы искусственного интеллекта меняют работу российских силовых структур, помогая раскрывать сотни дел об убийствах, совершенных еще в 90-е, вычислять серийных маньяков и находить исполнителей громких политических покушений, например, убийц Дарьи Дугиной. Машины за секунды обрабатывают миллионы записей и находят связи там, где человеческий глаз их не замечает. Российские разработки при этом не уступают американским. Вопрос в другом: смогут ли роботы заменить следователей и нужно ли это? Разбираемся вместе с экспертами.
Маньяки на крючке
Источники, связанные с правоохранительными органами, рассказали «Инк», что силовые ведомства России в процессе больших изменений. Системы, предназначенные для поиска преступников, интегрируются друг с другом: объединяются базы данных, а алгоритмы искусственного интеллекта оперативнее обрабатывают прежде разрозненную информацию, находя взаимосвязи там, где раньше их разглядеть было сложно.
Речь идет, прежде всего, о системах, работающих на базе нейросетей, таких как «Блок», «Спрут», «Маньяк», «Сейф» и «Криминалист». В открытом доступе данных о них почти нет. Эксперт в области информационной безопасности, профессор кафедры безопасности в цифровом мире МГТУ имени Н.Э. Баумана Виталий Вехов пояснил, что информация о том, как работает это ПО и какие данные в него загружены, находится под грифами «для служебного пользования».
По словам Вехова, эти системы позволяют вести учет отдельных видов преступлений. Некоторые из программ появились очень давно. Например, «Маньяк», которая сейчас помогает выявлять серийных убийц, была разработана еще в 1980 году, ее создавали для обеспечения безопасности Олимпийских игр в Москве. С тех пор технология модернизировалась, алгоритмы менялись, в систему подгружались новые базы данных.
Глава проекта в области кибербезопасности некоммерческого просветительского проекта CakesCats Антон Шустиков предполагает, что сейчас в основе «Маньяка», способного предлагать следователям версии о том, кто является серийным убийцей, скорее всего, лежит нейросеть, умеющая проводить поведенческий анализ и поиск паттернов.
Антон Шустиков
Глава проекта в области кибербезопасности некоммерческого просветительского проекта CakesCats
«ИИ анализирует материалы уголовных дел по схожим преступлениям, например, убийствам и изнасилованиям, обращая внимание на сотни параметров: способ совершения преступления, виктимологию (данные о жертве. — Прим. ред.), географию, время, оставленные следы. Цель — объединить разрозненные преступления в серию убийств, совершенных одним и тем же преступником, и составить его психолого-криминологический портрет. И даже попробовать спрогнозировать возможное место и время следующего преступления».
Евгений Крамаренко, куратор проектов участников фонда «Сколково» в Челябинске, среди которых также есть разработчики в области ИИ для криминалистики, предполагает, что система «Маньяк» может выглядеть как большая таблица Excel, в которой есть, примерно, около 100 характеристик насильственной смерти, такие как пол, возраст, национальность, время и причина гибели. С математической точки зрении основа программы имеет вид уравнения множественной линейной регрессии, позволяющей анализировать связь между зависимой переменной и несколькими независимыми переменными. Такая формула может довольно точно определить, какой тип преступника был способен совершить «серию».
Константин Негачев, сооснователь компании VRT, рассказывает «Инк», что в «Маньяк» загружена модельная база более чем с 1000 эпизодов серийных преступлений. Работа программы достаточно эффективна. Так, по словам экспертов, благодаря этой системе удалось поймать «ангарского маньяка» Михаила Попкова, совершившего более 80 убийств в Иркутской области в период с 1992 по 2011 год. На Западе подобные программы тоже есть. Например, полиция Нью-Йорка для выявления серий преступлений пользуется системой Patternizr.
Тайное станет явным
Программы ищут не только убийц. Другая система — «Сейф» — представляет собой базу данных краж из хранилищ (в первую очередь, банковских) и сейфов, принадлежащих компаниям и гражданам. В ней есть информация о способах взлома хранилищ, используемых инструментах, типах похищенных ценностей. По словам партнера юридической фирмы Criminal Defense Firm Анны Голуб, в этой программе информация хранится в виде карточек. ПО нужно, в первую очередь, для выявления преступников в случае рецидива, если взломы были совершены в разных регионах.

Антон Шустиков уточняет, что работа «Сейфа» может строиться на предиктивной аналитике. ПО анализирует данные обо всех кражах в регионе — время, место, способ проникновения, похищенное имущество — и выявляет «точки» и тренды. Это позволяет не только связывать кражи в серии, но и оптимизировать патрулирование, отправляя наряд туда, где и когда наиболее вероятны новые преступления.