Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историйЗнаменитости

Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: А. Авдеева/из архива Д. Милославской

С Верой Кузьминичной Васильевой наш издательский дом дружил много лет. Мы сделали с актрисой множество интервью, самые интересные отрывки из которых вы прочтете здесь. Вера Кузьминична — человек уникальный, свидетель века. Ее молодость пришлась на годы войны. Ее взлет в кино был ярким и мощным, а последующие годы в профессии — разными, трудными... Уникальность Васильевой в том, что творческий расцвет ее деятельности в театре случился уже после 80 лет. Мудрость актрисы и ее жизненные принципы вызывают огромный интерес. Хочется сохранить в памяти ее уроки и вдохновиться ее опытом.

— Вера Кузьминична, недавно фильм «Сказание о земле Сибирской» отметил юбилей. Эта картина резко изменила вашу жизнь. Вы, студентка, попали в кино и даже впервые побывали за границей...

— Снимали картину три месяца, и все это время я будто бы прожила в волшебной сказке. Да, частично съемки проходили в Чехословакии. А в то время выезд за границу даже для артистов был большой редкостью. Я жила в хорошей гостинице. При этом мне выплачивали приличные суточные в кронах. А в магазинах — полные полки товаров. Для меня это было неожиданно, когда мы начинали, я была одета не так... Пырьев посмотрел на мои худенькое пальтишко и капор, в которых я собралась ехать на съемки в Чехословакию, и говорит: «Артистка не может в таком виде появляться. В счет будущей зарплаты купите ей пальто, шапку и сапоги...» То, что я была так одета, неудивительно. В 1946 году в Москве люди порой ходили в перешитых шинелях, фуфайках, военной форме...

Вера Васильева в фильме «Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

— Вас стали узнавать после выхода картины?

— Да, несмотря на то что после выхода картины я не ходила по улицам в платочке и сарафане, меня везде узнавали. Еще бы: фильмов тогда было очень мало, «Сказание...» крутили изо дня в день в кинотеатрах в течение года! Люди действительно думали, что я живу в тайге, и подходили ко мне запросто: «Ой, Настенька, ну как там, в Сибири-то? Как вам работается в вашей чайной?» А я обескураживала их ответом: «Что вы! Я и в Сибири-то никогда не была». За эту роль мне дали Сталинскую премию. Не знаю, как это получилось. Мне только рассказывали, сама я этого видеть не могла. В списке на Сталинскую премию значились Пырьев, сценаристы, композитор фильма... Из актеров — Ладынина, Дружников и Андреев. Меня там не было. Но говорят, что Сталин, увидев на экране мою Настеньку, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» Ему ответили: «Иосиф Виссарионович, это студентка театрального училища». На что Сталин сказал: «Она хорошо сыграла. Надо ей премию дать». Вот и все.

Появление Андрея у нас в театре стало большим событием

Владимир Дорофеев, Любовь Кузьмичева, Владимир Ушаков, Вера Васильева в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год. Фото: из архива В. Васильевой

— Вера Кузьминична, я вижу вашу любовь и верность Театру сатиры. Можно сказать, что с первых дней он стал для вас родным домом... А помните свои первые шаги в театре?

— После «Сказания...» меня везде узнавали. А в Театре сатиры как раз искали юную героиню в спектакль «Лев Гурыч Синичкин». Главную роль в нем играл мэтр театра, легендарный Владимир Хенкин, он и взял меня под свое крыло, что было очень важно. В те годы, еще до прихода Плучека, именно «старики» — знаменитые актеры — решали, кому дать в театре дорогу. Это был еще старый Театр сатиры, где работало много актрис в возрасте. Но они были такие озорные, полные юмора, жизненной энергии... Слава богу, ко мне «старики» отнеслись хорошо. Например, известный артист Владимир Лепко после репетиции подошел ко мне, поцеловал в лоб и сказал: «Душенька!» А руководил тогда театром Николай Петров. Диктатуры главного режиссера не было и в помине. Петров, наоборот, говорил: «Я бы тоже мог поставить замечательный спектакль. А зачем? У нас и так много талантливых режиссеров». Играла я достаточно много, в газетах меня похваливали. Но, честно говоря, роли были не очень интересные. Вскоре, на мое счастье, мне дали сыграть главную героиню в спектакле «Свадьба с приданым», который ставил новый для Театра сатиры режиссер Борис Равенских. В это время он был уже очень знаменит. О его спектаклях в Театре Станиславского говорила вся театральная Москва. Премьеру мы отыграли с большим успехом. За нее я получила вторую Сталинскую премию. Все, кто участвовал в спектакле, купались в славе — Татьяна Пельтцер, Виталий Доронин, Володя Ушаков... Народу спектакль очень нравился — мы сыграли его 900 раз! Потом «Свадьба с приданым» была экранизирована, и до сих пор люди любят этот фильм-спектакль, ведь речь там идет о любви. И со стороны Володи Ушакова, игравшего моего жениха, любовь была настоящая.

Вера Васильева и Александр Ширвиндт в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Театр сатиры, 1970 год. Фото: из архива В. Васильевой

— Он за вами красиво ухаживал...

— Услышав от меня «да», Володя приехал на машине, заваленной цветами, которые он, наверное, покупал везде, где видел. Потом мы отправились к моим родителям, и он объявил им, что поженимся. Их это, конечно, сильно удивило, ведь они никогда не слышали от меня о таких планах. Потом мы поехали к Володе, он жил в общежитии на Малой Бронной. Жених стал ходить по комнатам и приглашать всех на свадьбу, которая состоялась тем же вечером. В одной из больших комнат общежития поставили столы, стулья, женщины приготовили нехитрое угощение. Пришли нас поздравить Анатолий Папанов с женой, Татьяна Пельтцер, все очень радовались. Жили мы хорошо. Летом муж еще и снял дачу в Серебряном Бору, чтобы я отдыхала и дышала воздухом. И так — всю нашу совместную жизнь в пятьдесят с лишним лет! Недаром Александр Ширвиндт шутил: «Постирать, погладить, приготовить — это все Владимир Петрович. А Верочка — как подарок...» И это было правдой.

Подождав несколько дней после свадьбы, Володя робко спросил меня, не хочу ли я что-нибудь приготовить. Я ответила: «Не умею, не люблю и не хочу!» Тогда он нанял домработницу Анну Ивановну. Она до этого работала в приличных ресторанах шеф-поваром и готовить простые блюда просто не хотела. Я ее просила: «Анна Ивановна, может, приготовите борщ?» — «Нет, это еда для бедных!» — «Ну тогда, может, котлетку?» — «Нет! Это едят простые люди». Обычно переговоры насчет меню вел Володя. Анна Ивановна принимала всерьез только его, потому что он ходил «как барин», в роскошном бархатном халате. И вот она шла на общую кухню театрального общежития, всех оттуда выгоняла и начинала творить. Готовила куропаток, перепелок, другую дичь. Взбивала муссы и соусы, томила по всем правилам рыбу. При этом вокруг летели перья, забрызгивались стены. Но, видимо, Анна Ивановна привыкла к тому, что у нее есть повара-подмастерья: приготовив свои шедевры, она спокойно уходила. После этого обычно раздавался зычный голос Татьяны Ивановны Пельтцер: «Ве-е-ера! Иди убирай за своей Анной Ивановной!» Я брала ведро, тряпку и убирала, тоже очень плохо. Глядя на все это, актеры хохотали...

Вообще, Татьяна Ивановна в общежитии открывалась перед нами с новой стороны. Подавляющее число зрителей из-за возрастных ролей Пельтцер в «Максиме Перепелице» и «Солдате Иване Бровкине» считали, что она — старушка. А на самом деле Татьяна Ивановна была еще довольно молодой женщиной. Помню, у нее был роман с каким-то очень представительным мужчиной, который приходил к ней в общежитие. И Пельтцер всегда ждала его у окошка, одетая в очень кокетливый халатик, с прической, благоухая духами. Она во всем этом знала толк. Татьяна Ивановна нежно любила Андрюшу Миронова, пришедшего в наш театр. Она знала Андрея с самого детства, потому что дружила с его мамой, актрисой Марией Мироновой.

— А вы помните первые годы работы Миронова в театре? Как его приняли?

— Появление Андрея у нас в театре стало большим событием — правда, совсем не в том смысле, как теперь можно было бы подумать. Все говорили: «К нам пришел способный сын Мироновой и Менакера». Именно сын! В своем первом спектакле Андрей играл симпатично, не более того. Если бы тогда сказали, что этот актер станет легендой, никто б не поверил!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Подружились, полюбились, спелись Подружились, полюбились, спелись

Творческое объединение «Под облаками» — это десять увлеченных людей

Seasons of life
Путешественникам начертили схему Путешественникам начертили схему

Определены инвестиционные лоты для развития туристических макрорегионов

Эксперт
Софья Лебедева: «Это и есть самый сок и самая суть — быть собой» Софья Лебедева: «Это и есть самый сок и самая суть — быть собой»

У нас разные бэкграунд, язык и культура, но по сути своей мы все похожи

Караван историй
Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала

Трагедия Дороти Хант и ее связь с Уотергейтским скандалом

ТехИнсайдер
Селективное развитие Селективное развитие

Как развиваются научные исследования в селекции и генетике для развития АПК

Ведомости
Сусанна Георгиевская Сусанна Георгиевская

Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и редкой судьбы

Дилетант
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Парфюмерный этикет: летние страницы Парфюмерный этикет: летние страницы

Летний парфюм – это история, рассказанная языком деликатного шлейфа

Лиза
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире

Как учение стоиков стало трендом и причем тут КПТ?

Forbes
Культурная программа Культурная программа

Нужна ли ребенку культурная программа и в каком объеме

Новый очаг
Интерес над деньгами Интерес над деньгами

Финансовая составляющая – главная мотивация при трудоустройстве у 40% студентов

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Как ответить на негативный отзыв клиента Как ответить на негативный отзыв клиента

Как правильно ответить на негативный отзыв, и вернуть доверие клиента

Inc.
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Водолей — это знак Водолей — это знак

Как помочь организму сохранить живительную влагу?

Собака.ru
Кто стоял за псевдонимом «Глубокая глотка» и был источником, который помог распутать Уотергейтский скандал Кто стоял за псевдонимом «Глубокая глотка» и был источником, который помог распутать Уотергейтский скандал

Чье истинное лицо долго скрывалось под псевдонимом «Глубокая глотка»?

ТехИнсайдер
Дойти туда, куда не проедет джип; посмотреть то, что недоступно многим: как подготовиться к первому треккингу в горы Дойти туда, куда не проедет джип; посмотреть то, что недоступно многим: как подготовиться к первому треккингу в горы

О набитых шишках, с которыми может столкнуться каждый путешественник

ТехИнсайдер
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет

Ставка — на локализацию

Эксперт
Открыть в приложении