Позитивные скульптуры Ивана Песталоцци
Если бы на творениях швейцарского скульптора Ивана Песталоцци красовались такие же этикетки, как на промтоварах, на них наверняка нашлось бы место для гордого сообщения: «Дарим людям радость с 1959 года».
В сущности, искусство не так уж часто оказывается по-настоящему жизнеутверждающим и еще реже — последовательно придерживается такой линии. С этой точки зрения постоянству швейцарца Ивана Песталоцци можно только позавидовать: вот уже более полувека он сознательно работает над тем, чтобы сделать окружающую реальность немного забавнее и милее — а значит, в конечном итоге и привлекательнее. При этом он не ставит перед собой каких-то глобальных целей, и его работы начисто лишены пафоса. Пожалуй, именно это придает им особое очарование. Радость жизни складывается из бесконечной череды мимолетных улыбок по самым, казалось бы, незначительным поводам, и работы Ивана Песталоцци занимают особое место в этом ряду.
«У человеческой природы есть две стороны — хорошая и неприятная, — замечает Песталоцци. — И я сделал целью своей жизни нейтрализацию ее негативных проявлений, столь широко распространенных в нашем мире, с помощью позитивной силы юмора и беспечной, ироничной игривости, свойственной моим работам. Я хочу, чтобы исходящий от них свет рассеял господствующую тьму — не только для того, чтобы сделать этот мир более сносным для самого себя, но и чтобы доставить удовольствие своим восприимчивым поклонникам». Такое творческое кредо само по себе не назовешь очень популярным. Но, пожалуй, самое удивительное в трудовой биографии скульптора — это ее продолжительность: Иван Песталоцци верен выбранному пути уже более 50 лет. И все эти годы он идет по нему с неиссякаемым энтузиазмом и поистине молодецким задором.
Радость созидания длиной в полвека
Иван Песталоцци, известный также как просто Лоцци, родился в маленьком швейцарском городке Гларусе в 1937 году. Его отец был швейцарцем, а мать — француженкой, так что мальчик рос в смешанной культурной среде. Когда пришла пора выбирать сферу деятельности, Песталоцци прошел обучение искусству мебельщика, но отнюдь не полученные при этом навыки стали определяющими в том, чему он в итоге посвятил всю свою жизнь. Расширять сферу познаний пришлось большей частью самостоятельно, на собственном опыте постигая многие важные принципы: «Школьного или профессионального образования, которое могло бы дать мне навыки, необходимые для моей дальнейшей работы, просто не существовало. Его не существует и по сей день». Первая выставка его работ состоялась в конце 1950-х, а 1964 годом датируется начало постоянной работы Ивана Песталоцци в статусе свободного скульптора.