Мысль доброй Надежды
Надежда Михалкова дебютирует в режиссуре с триллером про подростков и рассказывает Vogue, как cидится в режиссерском кресле и зачем ей это.
«Самое последнее, что я могла сделать в этой стране, — это пойти в режиссуру, — мягко улыбается тридцатиоднолетняя Надежда Михалкова, в восемь лет крепко державшая в руках «Оскар» за «Утомленных солнцем» и всю жизнь окруженная мужчинами-режиссерами: от папы до бывшего мужа. — Я не летаю в облаках, все вижу и понимаю: что если кто-то еще что-то недосказал в мой адрес, то сейчас я услышу все. Но я идейный человек и ради крутой цели могу горы свернуть. У меня была задача — сделать такое кино, которое будет говорить с подрастающим поколением на его языке».
Надежда идет в ногу со временем. Подросткам сегодня уделяют даже больше внимания, чем в 1960‑е, когда тинейджеров вообще изобрели как самостоятельную социальную единицу, обладающую покупательной способностью и задающую тренды. Музыканты, дизайнеры, маркетологи, политики — сегодня в поколении Z все видят трендсеттеров, подхватывают их вкусы, пытаются угадать, что будет на хайпе завтра.
Но Михалковой этого мало: «Молодые люди очень хорошо чувствуют, когда ты врешь, притворяешься, хочешь их использовать. Это потребительское к ним отношение заставляет подростков замыкаться в своей субкультуре, вариться в собственном соку. Но если так пойдет дальше, даже мое поколение перестанет понимать, о чем думает молодежь. А мне хочется сказать им, что они не одиноки, что они мне интересны, что я их люблю, таких ранимых, порой невменяемых, порой жестоких».
Сценарий «Проигранного места» (смотрите в кинотеатрах осенью) про подростков, расследующих загадочные смерти друзей, написали драматурги братья Пресняковы — культовый дуэт начала 2000‑х, в кино прославившийся фильмом Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»: «Они очень тонко чувствуют язык, интонации молодого поколения и вкладывают в эту форму понятный всем возрастам смысл: любовь, предательство, дружба».
В главных ролях — в основном дебютанты и выпускники театральных вузов. Надежда уверяет, что на пробах старалась детей не запугивать: «У нас так построена система, что ребята приходят на кастинг с ощущением, как будто они что-то украли и должны просить прощения. Я сама видела, как на пробах происходят очень некрасивые вещи, поэтому пыталась сделать так, чтобы никто не ушел обиженным». Она искала в глазах кандидатов не стремление понравиться или получить роль, а желание попробовать что-то новое. И собрала свою «стаю». Леша Мартынов ходит со старенькой «нокией», читает книги по архитектуре и к любому делу подходит основательно. Ира Мартыненко — «такая болтушка-веселушка, абсолютно новичок на съемках, но стойко выдержала все выпавшие на нее испытания». Никита Еленев из «Гоголь-центра» — поклонник андеграунда и хип-хопа. Настя Акатова — самая взрослая и опытная в этой компании — девушка общительная, активная, амбициозная и кокетливая, танцует,