Трактор-пуллинг: трактора с вертолётными двигателями
На глинистую дорогу выезжает трактор, оснащенный четырьмя вертолетными двигателями ТВ3-117 конструкции ОКБ имени Климова. Они передают момент на общий коленвал, а суммарная мощность достигает 10 000 л.с. По сигналу тракторист неистово давит на педаль, моторы ревут, и чудовищная машина срывается с места так, что ее передние колеса поднимаются в воздух! Это не фантастика. Это трактор-пуллинг.
В отличие от других видов «сельскохозяйственного экстрима» — гонок на газонокосилках или комбайнового дерби, трактор-пуллинг — дорогой вид спорта. В своем старшем классе, Unlimited Farm Stock, трактора могут стоить и по $100 000, особенно если на них установлены авиационные или танковые движки. От исходной конструкции при таком уровне модификации не остается ровным счетом ничего. При этом трактор-пуллинг популярен и в Европе, и в США, и в Австралии. В одной только Великобритании насчитывается, помимо основной ассоциации, несколько десятков клубов, объединяющих любителей этого странного спорта. А все началось с лошадей.
Лошадиные силы
Сельскохозяйственное перетягивание тяжестей как спорт зародилось в середине XIX века, когда никаких тракторов не было и в помине, зато простые американские фермеры очень любили поспорить, чья лошадь сильнее. Называлось это развлечение хорс-пуллингом (от horse — лошадь и pulling — тяга). Соревнования проводились так: вместо плуга или телеги лошадь впрягали в лежащую на земле амбарную дверь, которую нужно было протянуть как можно дальше по полю, причем на дверь один за другим забирались люди, постепенно увеличивая нагрузку. Побеждала лошадь, которая проходила таким образом наибольшую дистанцию.
Хорс-пуллинг существует и сейчас — правда, амбарные двери давно заменены специальными санями стартовой массой 680 кг. Но в 1930-х, когда трактора стали относительно недорогим удовольствием, миссурийские фермеры провели первые аналогичные соревнования без использования животной силы. За последующие 20 лет споры о том, чей трактор мощнее, переродились в спорт национального масштаба, а в 1970-х из США перебрались в Европу, где расплодились ассоциации и клубы трактор-пуллинга. До конца 1960-х в соревнованиях принимали участие в основном обычные фермеры на своих рабочих машинах — девиз гонок звучал как Pull on Sunday, plow on Monday («Тяни в воскресенье, паши в понедельник»). Но чего не сделаешь ради победы — и на тракторах начали появляться сдвоенные и строенные силовые агрегаты, интеркулеры и турбонаддувы; гоночные монстры окончательно отдалились от своих полевых собратьев.
Рекордных показателей гоночные трактора достигли к концу 1980-х, когда на старт начали выходить машины, оснащенные семью (!) двигателями, а также списанными силовыми агрегатами от вертолетов, самолетов и даже подводных лодок! Удивительно, но до сих пор определенной популярностью во всех мировых ассоциациях трактор-пуллинга пользуются советские движки — судовой дизель М503А «Звезда» и вертолетный ТВ3−117 (причем на одном тракторе порой можно увидеть до четырех подобных агрегатов), американский танковый Continental AV1790, а также авиационные агрегаты — классический английский Rolls-Royce Griffon и американский Allison V-1710. Но постоянный рост мощностей срочно потребовал унификации условий, особенно касательно безопасности соревнований. И появились правила.
Санный спорт
Основная задача трактора на соревнованиях — пройти заданную дистанцию, так называемый full pull — по правилам Европейской федерации ETPC она составляет 100 м. Впрочем, благодаря системе динамической нагрузки, о которой мы поговорим чуть ниже, до full pull обычно доезжают считаные единицы, а победителем становится тот, кто прошел наибольшее расстояние до остановки. Если до финишной отметки добралось несколько тракторов, между ними проводится следующий раунд состязаний. В качестве груза к трактору прицеплены специальные сани довольно сложной конструкции, от раунда к раунду их догружают, усложняя задачу. Подобные гаджеты изготовляются специальными «санными» командами национальных федераций разных стран и имеют ряд технологических особенностей.