От сына врага народа до звания «Красный Диор»: каким был путь Вячеслава Зайцева
Самый известный советский и российский художник-модельер Вячеслав Зайцев ушел из жизни 30 апреля 2023 года, в возрасте 85 лет. Его карьера началась 60 лет назад, а творчество повлияло на все последующее развитие отечественной модной индустрии. Редактор Forbes Life Юлия Савельева рассказывает, какой путь прошел кутюрье и как его имя вошло в историю
Со смертью Вячеслава Зайцева окончательно ушла большая эпоха советской моды — в ее истории не было модельера известнее и масштабнее. Несмотря на то, что в последние годы мэтр уже не вел активную творческую деятельность, а его дом моды переживал не лучшие времена, «Слава», как он сам предпочитал себя называть, продолжал оставаться живой легендой индустрии. За свою долгую и в целом успешную карьеру Зайцев заслужил множество почетных званий — как государственных, так и творческих, — но скорее всего, его будут помнить не как «лауреата Государственной премии России» или «почетного работника текстильной и легкой промышленности РФ», а как «Красного Диора». Красивое прозвище, которым наградила модельера западная модная пресса, прижилось еще и потому, что метко отражало его статус между двумя мирами: именно Зайцев оказался тем модельером, который показал остальному миру, что в СССР, за железным занавесом, существует мода: интересная, самобытная, актуальная, прогрессивная и с коммерческим потенциалом. Последнее так и не смогли развить вне России, но это не умаляет роль модельера в истории: он был одним из тех, кто сформировал понятие «мода» в стране, привнес в нее передовые западные тенденции, органично сплавил их с историческими мотивами культуры — и получал свой собственный, современный «национальный продукт».
В память о Вячеславе Зайцеве Forbes Life вспоминает, как он стал главным советским и первым российским модельером и как первым в новой истории России основал свой собственный Дом Моды.
Первые шаги в легкой промышленности и в моде
Вячеслав Зайцев родился в 1938 году в Иваново, в «городе ткачей», который еще с царских времен считался текстильной столицей России. В 1950-60-е годы, как раз во времена юности будущего модельера, производство ситца, хлопка, шерсти и трикотажа на строящихся местных фабриках выросло настолько, что вся Ивановская область приобрела статус «всероссийского текстильного края». Этот фактор отчасти предопределил выбор профессии Зайцева, который с детства талантливо рисовал и даже вышивал крестом. Да и выбора особо не было. Много раз в интервью дизайнер признавался, что помимо художественных способностей, он так же обладал сильным голосом, пел и танцевал с детства, обожал мир оперетты и хотел стать артистом.
Но этого быть не могло. У Вячеслав Зайцева была то, что называлось в советское время «неблагополучной анкетой». Его мать, Мария Кокурина, работала простой уборщицей и прачкой на одном из предприятий Иваново, а вот его отец, рабочий Михаил Зайцев, получил статус «враг народа», когда во время Великой отечественной войны попал в плен, бежал из него и, несмотря на то, что дошел до Берлина и вернулся домой с победой, все равно был арестован и осужден по статье 58-1а — «за измену Родине». Из сталинского лагеря отец вышел, когда Вячеславу было уже 20 лет, а до этого он и его старший брат Владимир носили фамилию матери — и только после реабилитации отца стали Зайцевыми.
К этому времени, в 1956 году, Вячеслав уже окончил факультет прикладного искусства в Ивановском химико-технологическом техникуме по специальности «художник текстильного рисунка». И поскольку стал одним из лучших выпускников, получил направление в Московский текстильный институт, из которого в 1962 году вышел дипломированными художником-модельером со специализацией «Декорация и дизайн».
Советская система обучения предполагала профессиональное распределение молодых, перспективных кадров, и Зайцев был назначен художественным руководителем «Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза» в городе Бабушкине (ныне — Бабушкинский район Москвы). Но первая же его коллекция спецодежды для женщин-работниц области и села была отвергнута худсоветом, а сам дизайнер был обвинен чуть ли не в попытке высмеивания советской действительности и переведен в цех «Ширпотреба». Все потому, что вместо привычных серых роб он показал куртки-телогрейки и валенки, которые расписал гуашью и темперой, а юбки сшил из Павлопосадских платков.
Каким образом об этой экспериментальной коллекции прознали корреспонденты Paris Match Доминик Ляпьерр и Андрэ Лефебвр, так и не ясно. Сам Зайцев в своей автобиографии «Мода. Мой дом», вышедшей в 2011 году в издательстве АСТ, пишет: «...мной заинтересовались французы, пришлось дать интервью (…)». Видимо, во времена Хрущевской оттепели, на волне демонстрации ярких достижений советской промышленности, они могли быть приглашены на худсовет, или кто-то из его участников рассказал о смелом видении дизайнера.