От социального прогресса до манипуляции сознанием: как работает окно Овертона
Окно Овертона, или окно дискурса, — это социологическая теория для описания диапазона идей в обществе, медиа и политике. Простыми словами, это один из способов объяснить, как неприемлемые, табуированные идеи становятся мейнстримом — и наоборот. Forbes Life разобрался, как работает концепция окна Овертона и можно ли с ее помощью сделать, например, идею каннибализма социальной нормой.
Эта теория названа в честь вице-президента Макинакского центра общественной политики Джозефа Овертона, который в 1990-х годах предложил теорию допустимости разных политических мнений. Принцип окна Овертона стал популярен после смерти автора: Овертон погиб в авиакатастрофе в 2003 году, и его теорию опубликовали коллеги.
Концепция была известна лишь в узких кругах, пока в 2010 году журналист Гленн Бек не выпустил роман «Окно Овертона», который, с одной стороны, принес концепции невероятную популярность, а с другой — превратил ее в основу для теоретических спекуляций и объяснения конспирологических мифов.
Прагматичная сторона теории Овертона
Изначально теория Овертона была лишь рабочим инструментом для аналитических центров — так называемых think tanks — и правозащитных организаций. Она позволяла проанализировать границы общественного мнения по вопросам политики. Но есть и более прагматичная сторона: так Джозеф Овертон убеждал потенциальных спонсоров выделить финансирование на аналитическую деятельность Макинакского центра.
Овертон полагал, что понимая диапазон идей, которые считаются приемлемыми для общественности и политической элиты, такие организации смогут стратегически продвигать определенные ценности и сдвигать рамку дискурса в желаемом направлении. «Государственные чиновники не могут проводить какую-либо политику по своему усмотрению, как если бы они заказывали десерт из меню. Они должны выбирать, что будет политически приемлемо в данный момент. Окно Овертона определяет этот диапазон идей», — заявил в интервью для The New York Times руководитель Макинакского центра Джозеф Леман.
В 1990-е годы теория окна Овертона была ориентирована на правые политические силы. Автор теории считал, что окно сместилось слишком далеко влево, и из-за этого консервативная политика маргинализируется в общественном сознании. Позже теорию окна Овертона стали применять к различным политическим контекстам, усовершенствовав ее до технологии продвижения желаемых идей с помощью СМИ.
Согласно теории Овертона, идея проходит несколько стадий, прежде чем стать социально одобряемой: она будто зерно прорастает в дискурсе — совокупности текстов внутри идеологического контекста — и приобретает все большее число сторонников. Чем больше людей публично поддерживает прежде непопулярную идею и находит рациональные аргументы, почему она приемлема и даже полезна, тем быстрее она становится социально одобряемой нормой.
В то же время существенно меняется дискурс: проблема освещается чаще, ее противники представляются с непривлекательной стороны и получают обвинения в непрогрессивности и фанатизме. Взвешенная позиция будто пропадает из дискурса, на чаше весов остаются лишь полярные суждения — и окно возможностей расширяется. На контрасте сверхэкстремальных позиций менее радикальные идеи начинают казаться приемлемыми и умеренными.
Такой перелом в общественном мнении отчасти объясняет и другая, более ранняя социологическая концепция — теория спирали молчания немецкого политолога Элизабет Ноэль-Нойман. Из-за страха социальной изоляции люди не решаются публично выражать свое мнение, если считают, что их суждения не соответствуют взглядам большинства. Такой психологический эффект порождает иллюзию, что мнение большинства — самое популярное в обществе, хотя это может быть не так. По этой причине, считает Ноэль-Нойман, вопреки социологическим опросам могут побеждать не самые популярные политики и партии, если им удалось создать иллюзию общественной поддержки: например как в 1960-е годы, когда Социал-демократическая партия Германии внезапно получила большинство в парламенте.