Страна монолога: о чем говорит условный приговор Кириллу Серебренникову
26 июня Мещанский суд Москвы вынес обвинительный приговор по делу «Седьмой студии». По просьбе «РБК Стиль» сценарист и режиссер Антон Уткин размышляет о том, почему вместо диалога мы опять услышали монолог.
Двадцать шестого июня я просыпаюсь и сразу сажусь за компьютер. «Ты идешь?», спрашивают меня друзья. «Я с вами, но работаю», отвечаю им. Знаю, что дальше день будет медленно разворачиваться в своей безжалостности — я буду видеть родные лица коллег в видеочатах, работать, прерываться на еду и думать о том, что все это время Кириллу Серебренникову медленно зачитывают обвинительный приговор. Художника судят.
Уже как год на вопрос «А ты ходил на летние протесты 2019-го?» я отвечаю: «Конечно, мы их снимали, потому что делали об этом кино». Это уже кажется бесконечностью — хорошо помню, как ходил на кинопоказы, которые открывал Антон Долин, и открывал их неизменной фразой «Свободу Олегу Сенцову и Кириллу Серебренникову!» — и неизменно же меня задевала сквозящая в этих словах беспомощность, невозможность сказать что-то больше простой правды о том, что художников нужно освободить.
Мое двадцать шестое июня будет длинным: среди прочих дел я напишу вопросы к завтрашнему интервью с Заремой Заудиновой из Театр.doc, которая в нашем интерактивном сериале сыграла арестованную театральную режиссерку Зару Зельдину (привет, Кирилл Серебренников) — говорить мы будем, скажем так, об этике происходящего. Дальше наткнусь на пост своей слепоглухой актрисы Алены, которая открыла для себя мир текстовых игр (то, что называется interactive fiction), и отвлекусь на него, потому что пойму, что наш новый проект, который мы питчим гигантской корпорации, можно достаточно легко сделать инклюзивным для тех, у кого нет зрения и слуха, — и я наконец-то смогу показать Алене то, чем мы занимаемся. И вместе обсудить это.