Мама без страха и упрека
Зож-блогер Наташа Давыдова, известная в сети как @tetyamotya, готовится к осеннему зож-броску: 1 сентября выходит ее новая книга #здоровоедим, а 26 октября пройдет #wellnessparty, которая в очередной раз соберет в центре Москвы поклонников Наташи и здорового образа жизни. Кажется, от тренажеров ее могут отвлечь только дети. О них мы тоже поговорили
Наташа, мне тут коллеги рассказали, что вы обещали детям мороженое, если они будут хорошо сниматься. Как же так?
Это было у них навязчивой идеей. (Смеется.) Знаете, в чем секрет? Если ты даешь ребенку мороженое каждый день, это перестает быть способом подкрепления. А для моих мороженое — настоящий праздник, которого они ждут так, как его ждали в свое время мы. Торты ведь были доступны два-три раза в год по большим праздникам.
Ладно, про ЗОЖ поговорим чуть позже. Начнем с главного. Что самое важное вы узнали о себе с появлением детей?
Я бы сказала, что появление детей активирует твои собственные детские комплексы и страхи, которые ты давно закопал в душе. Я не тот родитель, который ходит и долбит ребенка по голове «вот я в твоем возрасте!». Наверное, меня научил опыт моего детства. Моя мама была очень строгая и, как говорят современные психологи, растила нас с сестрой (у меня есть сестра-двойняшка) по принципу «как не надо». Я прекрасно помню себя лет в семь-восемь, когда от меня требовали приносить из школы одни пятерки. И я для себя решила, что никогда в жизни не буду своих детей за оценки ругать или наказывать. Для меня это не будет определяющим критерием моего отношения к ребенку, заслуживает он мою любовь или нет. Я его родила — и уже этим он заслужил мою любовь. И я ни разу от этого не отступила.
О чем вы спрашиваете Ваню и Диму, когда они приходят из школы?
Не об оценках. Меня больше интересует, как они общаются с одноклассниками, с кем они дружат. И, например, когда мы столкнулись с дефицитом внимания и аутичными моментами у старшего сына, больше всего я переживала не за плохие оценки, а за то, что это накладывает отпечаток на его общение с другими детьми. Ивану казалось, что его не любят, обижают, и он из-за этого очень сильно расстраивался.
Либо вы детский психолог, либо очень в теме…
Я интересуюсь психологией. Много читаю. Например, сейчас у меня в сумке книга доктора Курпатова «Счастливый ребенок». Мне очень понравился его призыв к тому, что в какой-то момент мы должны для себя выбрать, что для нас важнее — учеба в школе или счастливый ребенок, испачканный парадный костюм или счастливый ребенок, разбитая ваза или счастливый ребенок. Я перед таким выбор никогда не стояла. Мой ребенок может разбить вазу...
Все трое могут?
Все трое. Естественно, я не буду кричать: «Ой, как здорово!» Но никакой трагедии в этом нет. Я и сама могу разбить вазу. И в то же время нет такого, что у нас дома детям можно всё. Нет. У них есть определенные обязанности. Средний занимается музыкой, старший — брейк-дансом. Потом, они свободно, как носители языка, говорят по-английски. Учат другой язык.
А теперь представьте, через десять лет Ваня или Дима придет к вам и скажет: «Мама, я хочу быть таксистом». Или инструктором по серфингу. Вы готовы?
Я люблю увлеченных, успешных людей. Но для меня главный критерий успеха — не финансы. Например, педиатр моих детей, который в свои 40 уже был профессором, возглавлял отделение патологии новорожденных, — для меня успешный человек. Моего преподавателя танго знали все в Аргентине. Много ли он зарабатывал? Нет. Я хочу, чтобы у моих детей было любимое дело, которое бы давало доход, обеспечивающий им независимость.
И где-то в глубине души вы не видите их в списке Forbes?
Я не реализую через детей свои амбиции. Хотя я отличница по жизни, когда у старшего ребенка возникли проблемы с математикой, меня это совершенно не задело. Даже когда директор школы сказал, что, возможно, мой ребенок останется на второй год, я это восприняла с юмором. «Ваня, — говорю, — не волнуйся. Если останешься на второй год, мы просто пропустим твой день рождения и всем скажем, что тебе не 9 лет, а 8». Ваня всё понял. Сказал, что будет очень стараться. (Смеется.) Знаете, у меня такой еврейский подход: когда проблему можно решить деньгами, тогда это не проблема, а расходы — в том смысле что любая проблема — это вызов. Нужно просто больше поработать, поискать пути.
У среднего сына нет такой проблемы?
Дима относится к группе талантливых студентов. Он пошел в отца. Мой муж окончил с красным дипломом физтех и, вообще, во всем талантливая многогранная личность. Но я никогда не ставила его в пример Ване: «Посмотри на своего младшего брата! Мне его только хвалят!» У меня к каждому ребенку особое отношение, они все разные. Кто-то более ласковый, кто-то умеет к тебе подластиться, кто-то более самодостаточный. Недавно я их отвезла в Диснейленд и дала каждому по сто долларов на игрушки. Старший сын не купил себе ничего. Он все деньги потратил на покупку диадемы для меня. И это была не пластиковая ерунда, а корона из металла с камнями Swarovski. Я вам сейчас это рассказываю, а на глазах слезы счастья.