Кто такие Трескодёры? Рыболовная экспедиция в Териберку
Буквально за несколько лет забытый всеми посёлок в Мурманской области превратился в одно из самых посещаемых мест Русского Севера. Некоторые светские издания связывают это с выходом фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», часть эпизодов которого снималась в Териберке, однако лично я убеждён, что истинные причины популярности места совсем в другом…
Сразу скажу, что идея путешествия ради морской рыбалки никогда не занимала меня настолько, чтобы предпринимать хоть какие-то шаги в этом направлении. Тем более что любой разговор на эту тему всегда так или иначе сводился к Норвегии, которая, по сути, стала синонимом успешной ловли трески, палтуса, морского окуня, зубатки и других хищников. Ведь что ни говори, а самые богатые уловы скрея (особо крупной атлантической трески) и палтуса возможны только у берегов норвежских фьордов. Однако в кругах российских рыболовов в последние годы наблюдается заметный спад интереса к этой скандинавской стране. Причина проста и банальна. Едва ли не основной мотиватор морской рыбалки — возможность поймать много, действительно много очень крупной рыбы. То есть такая рыбалка удовлетворяет сразу два основных запроса бывалого рыболова — количество и размер. Дневные уловы в несколько сотен килограммов — явление в этих местах обыденное и что-то совершенно фантастическое для любого водоёма средней полосы России. Те, кто ездил на морскую рыбалку, мог без проблем привезти 100—200 кг чистейшего, свежайшего и вкуснейшего филе трески или палтуса. А отдельные экземпляры весом 20, 30 и даже 40 кг красовались на фото с довольными рыболовами.
Но идиллия продолжалась недолго. После известных политических событий в России появились жёсткие ограничения по ввозу на её территорию свежей рыбы. Фактически сегодня легально можно провезти только 5 кг в вакуумной упаковке, да и то могут потребоваться документы, подтверждающие её происхождение. На какое-то незначительное количество, возможно, и закроют глаза, но тут всё зависит от таможенной смены и её настроения. Говорить о каких-то масштабных провозах давно не приходится — с этим стало весьма строго. Больше того, теперь и норвежцы ввели свои ограничения, позволяя вывозить не более 20 кг морепродуктов либо один трофей (а поимки тех же палтусов под 100 кг время от времени да случаются). Сюда же нужно добавить значительные расходы и языковой барьер, хотя последнее — наименьшая из проблем, и есть базы, которыми владеют наши соотечественники. Для кого-то крест на Норвегии поставил запрет на выезд, причём это необязательно какие-то злостные неплательщики алиментов, но и те, кто не может пересекать границу по долгу службы. В общем, рыболовы, вкусившие прелестей морской рыбалки, стали искать альтернативные варианты. Есть Дальний Восток, где морская рыбалка не менее увлекательна и результативна, но ключевое слово в его названии — дальний. То есть долго, далеко, дорого и нецелесообразно для абсолютного большинства. А вот альтернатива в виде Баренцева моря оказалась куда более доступной и понятной самому широкому кругу любителей рыбалки. Сначала эти места разведали ветераны, хорошо знакомые с норвежской рыбалкой, а теперь поехали и те, кто никогда не покидал пределов России.
Несколько слов о подготовке
Ограниченность сервисов по организации и высокий запрос на направление вынуждают начинать подготовку к поездке задолго до её начала. Для нас всё сложилось спонтанно и весьма удачно: друзья уже забронировали несколько номеров в гостинице, а сама рыбалка должна была стать хорошим испытанием новой лодки в жёстких условиях. Несмотря на мой богатый опыт, морская ловля совершенно уникальна и не похожа ни на что другое — ни по снастям, ни по снаряжению. Конечно, обширный круг знакомых позволил избежать многих ошибок, да и выбор снастей для морской ловли не столь разнообразен, как в любом другом из направлений. Теперь, вернувшись из Териберки, я могу более осознанно рекомендовать снасти, причём во всех ценовых категориях. Прежде всего, жёстко экономить я бы не стал в принципе, но если и делать это, то разве что на спиннингах. При этом всё равно желательно иметь их хотя бы несколько. К примеру, в нашей большой компании всего за три дня рыбалки по разным причинам было сломано четыре удилища, и мне пришлось делиться своим запасом из хороших спиннингов марки WFT. Фактически на российском рынке это единственный производитель, ориентированный на морскую рыбалку. Особенность выбора спиннинга в его тесте, то есть диапазоне веса приманок. Если в обычной ловле он редко превышает 30—40 граммов, то в этом случае я использовал удилища с тестом 200—1000 граммов. А средний вес приманок — 400—600 граммов. С катушками дело ещё серьёзнее, так как интенсивная ловля и большие веса могут сразу вывести из строя бюджетные версии. У меня была пара Penn Commander, одна из наиболее популярных моделей, но я быстро перешёл на более качественные и дорогие. И выбор снова пал на WFT, так как именитые Shimano и Daiwa предлагают в общем-то то же самое, но за совершенно безумные деньги. Из хороших катушек я взял одну тяговую двухскоростную, очень надёжную и готовую к любым нагрузкам, и одну электрическую. Кстати, после Териберки моё мнение в отношении этого девайса полностью переменилось. До поездки я считал, что ловить электрической катушкой — удел мажоров и физически слабых людей, к которым я себя не относил, но, оказалось, всё это далеко не так. Что касается приманок, то я взял небольшой запас из нескольких пилькеров — часть серийных, а часть питерского мастера Александра, который не только сам часто бывает на Териберке, но и умело создаёт приманки. Именно его творения принесли больше всего поклёвок. Ещё одна важная деталь — одежда. Наиболее комфортно использовать костюм-поплавок: непродуваемый, непромокаемый и позволяющий оставаться на плаву, если окажешься за бортом. В этой части снаряжения выбор довольно велик, но это отдельный долгий разговор.