Гендерно-нейтральное воспитание: дать ребенку выбор
Что такое внегендерное воспитание? Чем оно отличается от традиционного? Можно ли мальчикам играть в куклы, а девочкам — заниматься борьбой? И что об этом думают психологи? Выясняем вместе с экспертами.
Мальчикам — машинки, девочкам — куклы. Одним голубую одежду, другим — розовую. Парней учим скрывать эмоции и проявлять силу, а девушек — скрывать силу и проявлять эмоции. Актуальны ли принципы традиционного воспитания в мире, где женщины могут покорять не только будущего мужа, но и космические просторы? В мире, где развитый эмоциональный интеллект — залог счастливого брака и удачной карьеры? Этому вопросу был посвящен круглый стол, организованный компанией Kidmost. В нем приняли участие эксперты: Эльвира Кузнецова — руководитель проекта Kidmost.ru, Мария Скрябина — психолог, эксперт проекта Selfmama, Ольга Лишина — автор телеграм-канала «Она же девочка», писательница, преподавательница, Ксения Боровинская — мама троих детей, автор телеграм-канала о гендерно-нейтральном воспитании.
Psychologies: Если мы хотим поговорить о внегендерном воспитании, стоит сказать пару слов о традиционном воспитании, которому мы противопоставляем новый метод.
Мария Скрябина: В древние времена интеллект еще не был развит, мы просто следовали своим инстинктам. Цель была одна — выжить. Сила, решительность и импульсивность мужчин способствовали этому. Способность женщин вести много дел одновременно, склонность к методичной работе ассоциировались с хранением домашнего очага, воспитанием детей. Так что исторически роль гендерного воспитания была велика, и мы должны ему сказать «спасибо».
Но сейчас другие времена. В эру научного прогресса, когда мы ведем информационные войны, используем технологии, сила уже не так часто и нужна. Да и слабость не так уж мешает жить. Мы развиваемся сами и развиваем свой эмоциональный интеллект. Стивен Хокинг доказал: не надо быть сильным, чтобы изучать черные дыры.
Современная психология делит человечество не на мужчин и женщин: мы учитываем личность и ее базовые потребности. Все мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нас слышали.
Ксения Боровинская: Гендерное распределение ролей во многом обуславливалось необходимостью постоянно заводить потомство из-за высокой смертности. Сейчас можно так не делать: гораздо выше вероятность, что наши дети доживут до взрослого возраста.
Когда парадигма начала меняться? И меняется ли она для всех?
Ольга Лишина: Она меняется — где-то быстрее, где-то медленнее. Когда в Россию приезжали писательницы и художницы норвежского комикса «Свобода, равенство, сестринство», они не могли ответить на вопросы, которые им задавали, — слишком разные условия у нас. Например, их спрашивают: «У нас на труде мальчики изучают устройство автомата Калашникова, а девушки обсуждают контрацепцию. А что, мальчикам не нужно знать про контрацепцию?» Авторы комикса задумались и не смогли ответить, потому что у них в Норвегии реальность другая, там давно так вопрос не стоит.
Ксения Боровинская: Меня сама жизнь направила к тому, чтобы использовать принципы внегендерного воспитания. У меня трое детей: старшей дочери двенадцать, сыновьям шесть и три. Когда родился старший сын, родственники задарили его классическими мальчиковыми игрушками: машинками, молоточками, кубиками.
В два года года он увидел у подружки-ровесницы пупса и говорит: «Это малыш, это малыш — как я!» Он в такой восторг пришел от этого пупса, что эта подружка двухлетняя ему его подарила. Ему нравятся пупсы, а раньше я об этом даже как-то не задумывалась! Я начала покупать ему пупсов, у него появился первый кукольный домик. При этом он совершенно не забросил свои машинки, просто начал играть еще и с куклами. Тут я поняла, что мой ребенок гораздо круче и интереснее, чем я могла предположить.
Я начала обращать внимание на такие вещи и предлагать ему весь спектр занятий, а не только традиционные мальчиковые игры. Он с большим интересом все пробовал. У меня не возникало вопросов по этому поводу, но вопросы начали возникать у окружающих. Меня начали спрашивать: «А почему ваш мальчик играет с куклами?» Это очень злило. А почему он не должен играть с куклами?
Эльвира Кузнецова: В нашу компанию часто обращаются с таким запросом: «Какой кружок вы посоветуете для мальчика и для девочки?» То есть родители делают акцент не на том, сколько лет ребенку, не на том, чем он интересуется, а на том, какого он пола. Мы в таких случаях советуем спросить для начала у ребенка, чего он хочет.
Вообще сейчас студии и кружки стремятся к тому, чтобы их посещали дети обоих полов. Это тренд времени: мы начинаем понимать важность совместных занятий девочек и мальчиков. Не осталось педагогов, которые говорят: «Поищите что-нибудь для девочек, у нас все-таки для мальчиков кружок». Наоборот, радуются, если мальчик, например, хочет в балет, а девочка — на боевые искусства.