Унылая пора
Наступило самое мрачное время года. Россияне, если верить исследованиям, теперь чаще слушают грустные песни, пьют больше кофе и антидепрессантов. Хандрят.
«Темно, как ночью», «Пусть уж лучше снег бы, наконец, пошел», «Еле-еле проснулся» — вот что обсуждают во всех моих групповых чатах по утрам. Соседи говорят то же самое, хоть и молча. Они входят в лифт, тихо и сурово здороваются, зачем-то уточняют: «Вы вниз?» и отворачиваются. Стоят, прижимая к ногам сонных детей, смотрят на табличку «Грузоподъемность: 500 кг», а потом уходят в ноябрьскую мглу, так ни разу и не улыбнувшись.
Ноябрь — самый «депрессивный» месяц в России, объявили в Гидрометцентре. По словам исполняющего обязанности директора Гидрометцентра Романа Вильфанда, это связано с облачным небом и коротким световым днем, при котором солнце не пробивается из-за туч. Даже на юге страны последний месяц осени и начало декабря — мрак. Причем эта метеорологическая депрессия, то есть область низкого атмосферного давления, совпадает и с хандрой человеческой. «Хмурая погода негативно влияет на состояние человека,— уверен Вильфанд.— Есть много исследований, свидетельствующих о том, что длительное отсутствие солнца приводит к тому, что у человека появляется депрессивное состояние».
Исследования действительно имеются. По данным Всемирной организации здравоохранения, от депрессии страдают около 350 млн человек — считается, что пятая их часть подвержена именно сезонному ее типу. Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева признает, что к осени россияне покупают больше антидепрессантов: в этот период в наших широтах традиционно поднимается спрос на препараты, улучшающие настроение и снимающие тревогу или вялость. Главврач Московской психиатрической клинической больницы № 1 Георгий Костюк объясняет, что все дело в биологическом факторе: «В теплое время года под воздействием солнца у человека вырабатывается гормон удовольствия серотонин, а при наступлении пасмурных дней его количество в организме снижается. Люди становятся раздражительными, эмоционально неустойчивыми, у них возникает чувство тоски, тревоги, а порой и безысходности». Все эти симптомы необязательно означают клиническую депрессию, такой диагноз может поставить только врач. Но вот сезонное аффективное расстройство, или, как его еще называют, осенняя хандра — явление, понятное многим. Угнетенное состояние, апатия, сплин, снижение эмоционального и жизненного тонуса, уныние, появляющееся после того, как «отговорила роща золотая»,— это очень по-русски.
Солнце, свет которого считается основой терапии при сезонных изменениях настроения,— главный дефицит в нашей стране. Вечный санкционный продукт. Количество ясных дней в Москве и Питере — около 45–60 в год, в Брянске и Калининграде — 60–70, в Мурманске — 50–54, в Архангельске — 40–50. Даже в Сочи — только 91. Это не Калифорния, где солнечных дней в году 350. Не Израиль и даже не Одесса, где их около 300. Это там все радостные и загорелые бегают. А гражданам Российской Федерации как жить? У нас и так мало поводов для ликования: цены на гречку растут, пчелы дохнут, космодромы обворовывают, в кинотеатрах только сиквелы, а сверху еще и облачность! Откуда черпать энергию, особенно сейчас, когда мы солнышка вообще не видим и вслед за героем своего известного фильма готовы петь о невозможности счастья: «Когда весна придет — не знаю...»!