Типовое и облачное
Куда шагает российская охрана памятников и доведет ли Минцифра нас из XIX в XXI век?
В последней декаде ноября новости с фронта борьбы за российское культурное наследие неожиданно стали поступать не из Минкультуры и даже не из Минстроя, а из Минцифры. Для тех, кто не в курсе достижений эпохи — так называется целое федеральное Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Так вот неожиданно выяснилось: памятники архитектуры и истории, пусть и расположенные почти за тысячу километров от Москвы, можно охранять на расстоянии. Скажем так, на безопасной социальной дистанции.
Никакой магии, одна госплатформа
В этом нет ни магии, ни волшебства, а также никакой ловкости рук. Зато есть федеральный проект «Цифровое государственное управление» и национальная программа «Цифровая экономика».
Действуя в соответствии с ними, Минцифры РФ официально объявило 20 ноября 2020 года о запуске Государственной платформы сбора данных (ГПСД). Как пояснило цифровое министерство, госплатформа может и «призвана обеспечить дистанционный контроль охраняемых законом объектов культурного наследия, а также мониторинг экологической сферы в российских регионах».
Далее сообщалось, что всевидящая госплатформа в режиме реального времени обрабатывает данные о состоянии культурных объектов (и даже концентрации вредных веществ в атмосфере), после чего передает информацию в государственную информационную систему с лироэпическим названием «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности». «Таким образом,— резюмирует министерство,— ведомства получают полную картину состояния объектов без необходимости проводить контрольные мероприятия».
Минцифры обещает, что в недалеком будущем, по мере развития проекта, государство сможет вести на расстоянии экологический надзор за водными ресурсами, а также обнаруживать «факты незаконного строительства и нарушения параметров строительства». Бюджет проекта министерство тоже не скрыло — 237,5 млн рублей. Это на первых порах, а к 2022 году в России, как обещают разработчики, будут «внедрены не менее 15 решений дистанционного контроля (надзора)». На создание платформы в целом должно быть выделено 588 млн рублей из федерального бюджета.
Правда, тут же выяснилось, что пока госплатформа работает в пробном режиме и всего в четырех регионах России. А полем экспериментов с дистанционным контролем за объектами культурного наследия стала Вологодская область.
Разработчики системы (по заказу Минцифры РФ это делали ФГБУ НИИ «Восход» и WaveAccess), в свою очередь, рассказывают, что их детище задумано не только как инструмент дистанционного контроля, но и как «облачный» путь к новому устройству системы госконтроля. Оно также пригодно для прогнозирования рисков и даже для борьбы с коррупцией. Согласно общему замыслу, контрольно-надзорные органы вместо «массовых и дорогих для бюджета проверок» смогут заняться анализом получаемых с объектов наблюдения данных, «сократить штатную численность инспекторского состава», а заодно и «административную нагрузку на проверяемых лиц». А на дистанции какая же может быть коррупция…
Ну а уж если система выявит на объекте признаки нарушений, тогда можно снаряжать проверку и принимать меры.
Как все это работает на памятниках архитектуры? Судя по объяснениям разработчиков, на объекте устанавливаются датчики, которые контролируют температуру, влажность воздуха, уровень задымления, протечки кровли и даже появление трещин на фасадах зданий. Данные передаются в центр, где анализируются системой, в которую заложены допустимые параметры температуры, влажности и т. п. Так система может выявлять источники постоянных или временных проблем памятника, не исключая бытовых — типа слишком долгого проветривания или прорывов труб отопления. Согласитесь: если, к примеру, проверяющий заглянет на объект раз в год, то прохудившейся в подвале трубы может и не заметить, а повышенной влажности и не почувствовать. А вот повседневное слежение за объектом, да еще с задокументированными данными, сразу заставит проследить, не течет ли где что. Если же появляются подозрения о нарушении закона или режимов содержания памятника, то госплатформа — причем в автоматическом режиме — генерирует тревожный сигнал в государственную информационную систему ТОР КНД.
Я знаю, что употреблять в статьях подобные аббревиатуры — немилосердно по отношению к читателю, но тут ничего не поделаешь. Если проект Минцифры будет набирать ход, то эти шесть букв всем поднадзорным РФ придется выучить наизусть: типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности. Именно это решение — типовое и облачное — будет основанием для проведения внеплановых «контрольно-надзорных мероприятий, например внеплановых проверок».
Как это работает «на земле»
Вологодский проект дистанционного контроля за памятниками, реализуемый, как выясняется, еще с 2019 года, в сентябре 2020‑го стал одним из лауреатов Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT».