Элиа Сулейман — палестинский режиссер с мировым именем
У него вышел новый фильм: там много юмора и нет пропаганды.
C 18 декабря на новой платформе Qatar Film Days (продюсер – Beat Films) начнутся бесплатные кинопоказы фильмов ближневосточных режиссеров. Уже сейчас можно посмотреть «Должно быть, это рай» (It Must Be Heaven) Элиа Сулеймана. Сулейман много лет провел в США, сейчас живет во Франции, но всегда называл себя палестинским режиссером. Именно палестинская идентичность (или ее отсутствие?) является сквозной темой его фильмов. Жанрово «Должно быть, это рай» – комедия, но в ней зашито очень много трагичных тем, близких не только людям с Ближнего Востока.
Премьера фильма «Должно быть, это рай» прошла в Каннах в 2019 году. Сулейман вообще достаточно хорошо известен на Западе: в 1996-м он получил в Венеции приз за лучший дебют – это был фильм «Хроника исчезновения», его, кстати, можно посмотреть целиком на YouTube. А в 2002-м приз жюри в Каннах получил фильм «Божественное вмешательство».
Фильмы Сулеймана отличает уникальный киноязык: его часто описывают как сочетание стилей Уэса Андерсона, Жака Тати и грузинских кинематографистов. Некоторые ключевые находки можно найти уже в его ранних авангардных работах, созданных задолго до первого полного метра. Например, в «Оммаже через убийство» (Homage by Assassination, 1992) – автобиографическом этюде о том, как арабский режиссер, находясь в прокуренной квартире в Нью-Йорке, пытается написать сценарий. По телевизору все это время идут репортажи о войне в Персидском заливе. Режиссер (его играет сам Сулейман) не произносит ни слова, – эта деталь отныне станет фирменной. В фильме «Должно быть, это рай» постановщик (он же сценарист) награждает скупой репликой лишь американского таксиста, который «впервые в жизни увидел палестинца» и несказанно рад такому неожиданному столкновению с диковинкой, про которую слышал только в новостях.
Отсутствие диалога не отменяет выразительности: у Сулеймана живая мимика, все видно по глазам, а ситуации, в которых оказывается его герой-наблюдатель, достаточно иллюстративны. Вот он идет по улицам Парижа и видит, как бригада скорой помощи предлагает бродяге бесплатный обед с выбором блюд – нетрудно представить, какие чувства это вызывает у неевропейца. Вон американские полицейские-увальни пытаются угнаться за активисткой, бегающей по Центральному парку с голой грудью, на которой нарисован палестинский флаг (непонятно, в чем главный проступок – в груди или флаге). А вот герой наблюдает за тем, как по парижской брусчатке едет на военный парад монструозный танк, – еще один сквозной мотив у Сулеймана: танк на улице можно увидеть