Как царь Петр первым стал
Выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник» откроется в музеях московского Кремля 30 ноября. «Огонек» выяснил, каким представит российского императора первое мероприятие, приуроченное к 350‑летию со дня его рождения
Чтобы рассказать обо всех амплуа, которые «русский король» сменил на глазах удивленной Европы в ходе своих путешествий 1697–1698 годов, а также обо всех привезенных им из Старого Света нововведениях, одной экспозиции не хватает по определению. Решительно отказавшись от московитского кафтана в пользу европейского платья и от созерцательности в пользу деятельного обучения, Петр I успел поработать моряком, плотником, токарем, гравером и даже астрономом — это, к слову, перечень лишь тех профессиональных предпочтений, которые были более или менее продолжительными.
Поэтому на выставке в Музеях Кремля представлены лишь фрагменты Старого Света, из которых молодой правитель мыслил сложить фундамент нового государства. А сама экспозиция станет прологом к череде мероприятий, приуроченных к 350‑летию со дня рождения Петра I; его в России будут отмечать вплоть до 2022 года.
— Мы хотим показать Петра как просвещенного монарха и покровителя искусств, знатока и коллекционера,— рассказала «Огоньку» доктор исторических наук Ольга Дмитриева, замгендиректора по развитию просветительской деятельности и популяризации Музеев Кремля, занимавшаяся непосредственной подготовкой выставки.— По сути, все его увлечения имели колоссальное значение для развития русской науки и культуры.
Окно в Россию
Рассказ о Петре в Музеях Кремля начинается не с реформ, которые нарушили многовековой порядок жизни в стране, и даже не с громких побед новообразованных регулярной армии и флота. Дело в том, что одним из первых открытий Петра в Европе стали коллекции. Не те скрытые за семью печатями богатства из сокровищницы русских государей, где хранились изысканные изделия из раковин, кораллы, индийские, китайские, японские и прочие диковинки, столь модные после эпохи Великих географических открытий (к рождению Петра Алексеевича она только закончилась), а открытые собрания, своего рода витрина амбиций монарха, изысканности его вкуса и просвещенности.
— Мы храним древнюю сокровищницу русских государей и поэтому хотим показать, что Петр увидел в Оружейной палате протомузей,— пояснила Ольга Дмитриева.— Он начинает помещать в нее памятники своих побед: мы покажем, например, комплекс трофеев Северной войны, которые впервые были ранжированы именно при Петре, платье Екатерины I — маскарадный костюм амазонки, в котором она праздновала заключение Ништадтского мира 1721 года. А затем Петр начинает формировать свой личный кабинет, где накапливается все, что он, а затем и его агенты покупали в Европе. Вернувшись домой, Петр понял, что Россия нуждается и в научных собраниях, которые систематизируют мир. Именно из таких его собраний родился первый музей, научный, исследовательский и в то же время открытый для публики,— это санкт-петербургская Кунсткамера.
Каждая коллекция отражала целое направление деятельности Петра, поэтому особое внимание на выставке уделено «Китайскому» и «Сибирскому» собраниям. Как ни странно, открывать Восток Петр тоже начинал с путешествия на Запад: исколесив Европу и убедившись, что спрос на культуру Поднебесной весьма высок, он стал поддерживать дружеские отношения с правившим тогда императором Канси и поощрять прямую поставку китайских товаров и предметов искусства в Россию. Более того, он даже начал украшать интерьеры своих дворцов в окрестностях Петербурга фарфором — в Китае заказывались целые фарфоровые печи. На выставке будет представлена также золототканая шпалера (монополия на такие была исключительно у императорских мастерских), а также редкие образцы механических игрушек и серебряных заводных механизмов из Китая.