Мяу по-русски
Чтобы получать выгоду от сожительства с человеком, кошки самостоятельно нашли с ним общий язык. И хотя мы до сих пор так и не разобрались, что же они хотят нам сказать всеми этими «мяу» и «мур», самим кошкам такого уровня взаимопонимания вполне достаточно.
Миллионы лет гуляя сами по себе, кошки общались с помощью языка тела и запахов – и редко как-то еще. С человеком такое было бы невозможно: его слабое обоняние замечает только резкие ароматы. Да и кошачьи жесты мы так и не научились правильно интерпретировать, иначе не получали бы столько царапин от домашних животных, которые, казалось бы, совершенно спокойно лежали на коленях и довольно мурлыкали. По счастью, пушистые хищники оказались весьма сообразительны и сумели сами наладить новые каналы связи. Так основным средством коммуникации кошки с ее человеком стали звуки: люди хорошо слышат, в том числе и на частотах кошачьих вокализаций.
Дикие представители семейства кошачьих умеют мяукать, рычать и мурлыкать, причем рык и мурлыканье редко встречаются у одного и того же вида. Причина этого до сих пор не совсем понятна. Вероятно, дело в строении ряда костей черепа, хотя и эту гипотезу критикуют регулярно и вполне аргументированно. Однако сами кошки свободно пользуются всем этим звуковым набором. Скорее всего, поселившись рядом с людьми, кошки пробовали разные способы добиться вкусной подачки или просто внимания, пока не нащупали вариант, который работает.
Мяу
Изучая одичавших кошек Национального парка Чирисан, южнокорейские биологи обнаружили, что в одиночестве они по большей части молчат. Но если встречают человека, собаку или другую потенциальную опасность, то рычат, воют и демонстрируют репертуар даже более широкий, чем у домашних кошек. Важной особенностью «языка» одичавших животных оказалось отсутствие мяуканья в ответ на человека – поведение, весьма характерное для домашних кошек. По-видимому, «мяу» – особое слово, которое используется для общения с людьми. Слово весьма многогранное и многозначное.
Первоначально эти звуки использовали котята, желая привлечь внимание матери. Превратить их в инструмент общения с человеком удалось не сразу, для этого кошкам пришлось сделать «мяу» более понятным и приятным для него. Тональность мяуканья различается уже у домашних кошек Felis silvestris catus и их ближайших диких родственников, степных Felis silvestris lybica.
Николас Никастро показал, что каждое «мяу» домашних кошек звучит выше и короче, чем у степных. Эта разница проявилась и в прямых акустических измерениях, и в наблюдениях слушателей-добровольцев: независимо от своего личного отношения к кошкам, люди неизменно предпочитали звуковые сигналы домашних животных. А исследователи из Санкт-Петербурга продемонстрировали, что различия в мяуканье заметны уже у котят первого месяца жизни. Основная частота его звучания у степных кошек в два раза ниже, чем у домашних. Кроме того, звуки, выражающие агрессию, у домашних котят появляются позже. Это весьма показательно, ведь пониженная агрессивность – одна из отличительных черт одомашненных животных.